Создание единой валюты для России, Белоруссии и Казахстана будет ударом для нашего госбюджета, но сыграет на руку бизнесу.
В ближайшие годы Россия, Белоруссия и Казахстан могут перейти на единую валюту. Такое заявление сделал в минувшую пятницу премьер Дмитрий Медведев в Петербурге в ходе бизнес-форума "Единое экономическое пространство: новые возможности промышленного развития". Эксперты говорят, что единая валюта упростит жизнь бизнесу, однако все риски, которые связаны с нестабильностью экономик Белоруссии и Казахстана, возьмет на себя российская сторона.
Еще в прошлом году об этой перспективе представители власти говорили осторожно. Только в конце 2011 года руководители трех стран подписали декларацию о евразийской экономической интеграции, итогом которой должно было стать создание Евразийского экономического союза к 1 января 2015 года. Дмитрий Медведев отметил, что это вопрос не сегодняшнего дня, но "нужно думать уже в масштабе Евразийского союза", особенно с учетом нестабильности на глобальных рынках. "Мы с напряжением следим за тем, что происходит в государствах Евросоюза, в зоне евро, что происходит на азиатских рынках, с фондовыми показателями", - пояснил премьер. По его мнению, экономический кризис продолжается, хотя и в "вялотекущем" режиме.
По мысли Дмитрия Медведева, единая валюта позволит странам - участницам Таможенного союза чувствовать себя более уверенно, а кроме того, усилит интеграцию стран Евразийского союза. В подтверждение своих слов премьер отметил, что после создания Таможенного союза в 2010 году товарооборот между Россией, Белоруссией и Казахстаном вырос на 36%, до $125 млрд.
Экономисты и финансовые эксперты говорят, что предложение премьера неактуально, но на далекую перспективу сыграет на руку бизнесу. Руководитель НИУ "Высшая школа экономики" Евгений Ясин отмечает, что единая валюта возможна, если у трех государств будет единый центральный банк и жесткий контроль за эмиссией денежных средств. "Больших преимуществ это не даст. Европа, например, использует евро. В каком-то смысле это удобно, так как не надо учитывать при сделках и прочих расчетах разницы курсов валют. Впрочем, проблем нет до тех пор, пока не происходит нарушение бюджетной устойчивости отдельных государств", - говорит Евгений Ясин. Кроме того, добавляет экономист, единая валюта означает в определенной степени утрату и политического суверенитета.
Аналитик по макроэкономике ТКБ "Капитал" Сергей Карыхалин предупреждает, что введение единой валюты дополнительным грузом ляжет на Россию как на самую богатую страну из членов Евразийского союза.