Комитет финансов Петербурга намерен осенью разместить облигации на 10-15 млрд рублей. Несмотря на наличие свободных бюджетных средств, городу нужны долгосрочные займы.
О планах по продаже гособлигаций в комитете финансов Петербурга заговорили еще в конце 2011 года. По словам Эдуарда Батанова, главы комитета финансов Петербурга, в 2012 году привлечь за счет гособлигаций планируется 10-15 млрд рублей. Последний раз Петербург размещал свои облигации 2 года назад - в конце 2010 года, тогда на рынок были выпущены пятилетние бумаги на сумму 3 млрд рублей по номиналу.
Между тем, по словам Эдуарда Батанова, помимо денег от продажи облигаций в 2012 году предполагается привлечь заимствования из федерального бюджета примерно на 10 млрд рублей. Таким образом, объем привлеченных городом средств может достигнуть в этом году 25 млрд рублей.
На первый взгляд городской бюджет не испытывает потребности в деньгах. Более того, он сам регулярно делится ликвидностью с банками. В январе-марте 2012 года комитет финансов Петербурга на депозитных аукционах заработал 660 млн рублей, к июню - уже 1,18 млрд рублей, а по итогам года, по словам Эдуарда Батанова, предполагается заработать более 1,5 млрд рублей. В I квартале на депозитах коммерческих банков размещено 77,1 млрд рублей, а средневзвешенная ставка размещения составила 7,78% годовых. Свободные бюджетные средства - краткосрочные активы, а городу нужны долгосрочные пассивы, объясняет выпуск облигаций Эдуард Батанов. По словам чиновника, точный срок обращения облигаций пока не определен, он может достигать 5 лет.
Петербургские банкиры считают рынок депозитных аукционов интересным и выгодным для финансовых институтов и охотно принимали бы в нем участие. Однако сегодня среди петербургских банков привлекает средства бюджета на свои депозиты лишь банк "Санкт-Петербург". Балтинвестбанк и Международный банк Санкт-Петербурга, ранее активно принимавшие участие в аукционах, покинули список комитета финансов из-за указания Минфина РФ о том, что средства региональных бюджетов можно размещать лишь в банках с определенным кредитным рейтингом. Список комитета финансов сегодня состоит из 24 банков, в него входят в основном петербургские филиалы московских банков.
"Ставка 7-8% - средняя для рынка по привлечению средств банками. Ставки на межбанковском рынке и рынке облигаций, а также на аукционах ЦБ РФ аналогичные", - говорит председатель правления Балтинвестбанка Игорь Кирилловых. По его словам, комитет финансов Петербурга размещает стабильный объем средств и по довольно адекватной цене. Крупные банки могут занимать средства и под более низкую ставку, им это не так интересно. А вот небольшим кредитным организациям такие ставки кажутся более чем привлекательными. Для них средства на рынке обходятся намного дороже: они активно привлекают вклады населения под высокие проценты из-за недостатка других видов фондирования.
У Петербурга хорошая кредитная история, вспоминает петербургский финансист, ранее работавший в АВК. В 1995 году Петербург стал первым субъектом Федерации, выпустившим еврооблигации, а в 1998 году - единственным из эмитентов государственных облигаций, погасившим все свои обязательства без дефолта.
Взвешенная финансовая политика города не осталась незамеченной и привела к карьерному росту местных чиновников: Алексей Кудрин, возглавлявший комитет финансов Петербурга с 1993 по 1996 год, стал потом главой Минфина РФ, а Игорь Артемьев, руководивший комитетом с 1996 по 1999 год, работает теперь руководителем Федеральной антимонопольной службы РФ. В 1999 году в комитет на должность заместителя главы пришел Игорь Костиков, позже возглавлявший Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР).
"Бюджет города переживал два периода. Первый - конец 1990-х, когда в нем денег не хватало, несмотря на то что был профицит. А в середине 2000-х начался второй период, когда ряд налогоплательщиков был переведен в Петербург и у города появились настоящие свободные бюджетные средства", - вспоминает выходец из АВК. Тогда все затраты и потребности петербургского бюджета были удовлетворены.
Необходимость в заимствованиях появилось у Петербурга в связи с существенным сокращением налоговых поступлений от нефтегазовой отрасли, что связано с недавно принятым законом "О консолидированной группе налогоплательщиков". В апреле 2012 года Эдуард Батанов посетовал, что темпы сбора налога на прибыль в течение I квартала 2012 года были не очень высокие. Еще в 2011 году он заявлял, что выпадение доходов Петербурга в 2012 году может составить 25-35 млрд рублей. Однако по итогам третьего чтения документа о бюджете доходы сократились только на 18,9 млрд рублей, а расходы даже выросли на 1,6 млрд рублей.
С учетом изменений доходы бюджета Петербурга на 2012 год составят 368,1 млрд рублей, расходы - 420 млрд рублей. Как рассказали в комитете финансов, сокращение расходов произойдет за счет сокращения адресной инвестиционной программы Петербурга, за исключением школ, детских садов и больниц. Других коррекций бюджета, по его словам, в 2012 году не будет.
"Долг не несет в себе ничего плохого. Вопрос в том, каким образом он сформировался: если планово и обдуманно - это одно, а если в пожарной ситуации - в этом нет ничего хорошего", - рассуждает Владимир Скляревский, генеральный директор ИК "Стратегии корпоративных инвестиций и финансов". При дефиците бюджета выпуск облигаций - наиболее логичное действие, полагает он, поскольку секвестировать расходы - сложное дело.