Экологи уверяют, что уполномоченные органы не проводят оценку по самым опасным загрязнениям воздуха и воды.
В Петербурге в мае в 5-й раз прошел Невский международный экологический конгресс, на котором некоторые эксперты уверяли, что горожане и не подозревают, насколько тяжела экологическая обстановка в городе.
Как сообщили в
комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
, в состав городской системы мониторинга качества атмосферного воздуха входят 21 станция мониторинга загрязнения атмосферного воздуха, две отдельные метеорологические станции, две передвижных лаборатории мониторинга.
По словам Николая Сорокина, заместителя председателя комитета, значения среднегодовых концентраций основных загрязнителей не превышали уровня предельно допустимой концентрации. Однако в центральной части города загрязнение атмосферного воздуха характеризуется как "повышенное". Наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха города вносят формальдегид, оксиды озота, фенол, озон, взвешенные частицы.
Кроме того, часть значений не соответствует директивам Евросоюза. Например, в 2011 году зафиксировано превышение среднегодовых концентраций диоксида азота на четырех отдельных станциях.
Однако
Семен Гордышевский
, председатель правления НП "Санкт-Петербургский экологический союз", уверяет, что ситуация гораздо серьезнее: "Проблема заключается в том, что те органы местной власти, которые должны отслеживать ситуацию и сообщать о реальных проблемах, занимаются тем, что успокаивают город". Так, по его словам, комитет по природопользованию обычно не приводит данные по трем самым опасным веществам - так называемым стойким органическим веществам. По этим загрязнителям (в частности, бензапирену и формальдегиду) загрязнение более чем в 2 раза превышает ПДК.
По данным Союза экологов, уровень загрязнения воздуха даже выше, чем, например, в Москве. Это связано с тем, что в столице (как и в других российских регионах) нет практики сжигания мусора и канализационного ила, что серьезно загрязняет не только воздух, но и грунты.
C водой ситуация выглядит лучше. Как известно, представители ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", отвечающего за очистку водопроводной воды, называют ее лучшей в России. А глава предприятия Феликс Кармазинов не раз заявлял, что пьет воду из-под крана без дополнительной фильтрации.
ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" сегодня использует новейшие технологии очистки воды из Невы. Для борьбы с бактериями используется гипохлорит натрия, который производится из обычной поваренной соли и с 2009 года пришел на замену жидкому хлору.
Для борьбы с вирусами метод обеззараживания - обработка ультрафиолетом. ГУП "Водоканал" при этом обычно подчеркивает, что Петербург - первый мегаполис, решивший эту задачу (вторым стал Нью-Йорк).
"Вода в Петербурге действительно одна из лучших в России, - говорит Сергей Виноградов, заместитель генерального директора по производству Центра исследования и контроля воды. - Но известно, что деятельность "Водоканала" заканчивается на водомерном узле. А дальше вода загрязняется, проходя по трубам, которые не менялись десятилетиями". Поэтому, по его словам, единственная проблема с водой - это повышенное содержание железа, особенно летом.
Однако Семен Гордышевский говорит, что опасные для здоровья стойкие органические вещества содержатся и в питьевой воде (попадая туда из атмосферного воздуха и грунтовых вод), просто никто не проводит их оценку.