Российский автомобильный рынок продолжает стабильно развиваться, год от года все больше приобретая черты европейского автобизнеса. Об особенностях трендов рынка и своем видении тенденций развития нам рассказали в Автохолдинге РРТ
По данным ассоциации европейского бизнеса (AEB) автомобильный рынок РФ растёт уже 25  месяцев подряд. И если в докризисный период рост продаж автомобилей составлял в нашей  стране 70%, (средний показатель для мирового рынка не более 10%), то теперь продажи января- мая 2012 года увеличились к аналогичному периоду 2011 года на 15%.
Статистика Автохолдинга РРТ подтверждает общерыночную тенденцию, в его дилерских центрах динамика заключенных контрактов на новые автомобили за первое полугодие текущего года, по сравнению с прошлым, выросла на 16%. Эту ситуацию председатель Комитета автопроизводителей AEB Йорг Шрайбер охарактеризовал как здоровую и соответствующую ожиданиям. По оценкам российских экспертов и их зарубежных коллег, рост рынка РФ в этом году дойдет до отметки 2,85 млн новых автомобилей (в 2011 году 2,65 млн), что говорит о полном преодолении последствий кризиса 2008 года.
РРТ: «Тем не менее, дефицит рынка сохраняется, особенно в сегментах продаж недорогих семейных автомобилей, а также компактных и субкомпактных городских SUV. Производство этих автомобилей в той или иной степени развёрнуто на территории России. Очевидно, что возникший дефицит связан с недостаточностью текущих производственных мощностей внутри страны. В перспективе, в ближайшие
2-3 года, дефицит исчезнет, рынок будет заполнен автомобилями внутреннего производства – 3 млн в год».
Сервис – окно в Европу
Сейчас в доходах российских автодилеров доля от продаж автомобилей составляет, как и в Европе, 15-20%. Активно используя опыт европейских автоцентров, где основную прибыль 75-80% обеспечивают дополнительные услуги, сопутствующие покупке и обслуживанию автомобилей, Автохолдинг РРТ уже длительное время целенаправленно уделяет серьезное внимание повышению выручки от дополнительных сервисов.
РРТ: «Существует ряд сервисов, которые позволяют заменять выпадающие доходы от продаж новых автомобилей, один из них Трейд-ин – «взаимозачет подержанных автомобилей». В нашей стране объем вторичного рынка достаточно большой, только в прошлом году было продано 3.99 млн шт., но подавляющая часть автомобилей все же продается нецивилизованными методами, из рук в руки, подвергая сделку большому количеству разнообразных рисков. В Европе 60% вторичных продаж происходит только через дилера, поэтому вся история автомобилей абсолютно прозрачна, и можно быть полностью уверенным, что машина нигде, ни в каком криминале не участвовала».
На сегодня все отечественные автодилеры отмечают рост клиентского спроса на услугу Трейд-ин. В среднем в России по данной схеме приобретается каждый двадцатый автомобиль. В прошлом году в Петербурге на Пулковском шоссе Автохолдинг РРТ открыл большой шоу-рум «Трейд-ин» на 500 автомобилей, что позволило увеличить показатель вторичных продаж с 6% до 25%.
РРТ: «Дальнейшее развитие рынка без клиентоориентирования невозможно, рано или поздно мы все всё равно к этому придем. Направленность на клиента – не значит лишь вежливое обращение в салонах по продаже, это предоставление различного вида услуг. Именно предупреждение желания клиента и обуславливает финансовый сервис, который является следующей сервисом, формирующим увеличение прибыли.
До недавнего времени в нашей стране покупка машины вырастала в большую проблему, т.к. в автосалонах кроме продажи автомобиля никаких услуг больше не оказывалось, редко какой-то ремонт. И клиент был вынужден сам отправляться в страховые компании, банки и т.д., проводя массу манипуляций, сопровождающих приобретение автомобиля.
Мы сейчас активно ориентированы на европейскую модель бизнеса, когда клиент приходит в дилерский центр и за один визит решает все финансовые, технические и юридические вопросы, связанные с покупкой автомобиля».
За 6 месяцев 2012 года выручка от сервиса РРТ возросла на 14,7%, комиссия от продажи страховок на 22,3% (до 94,3 млн руб.), а объём полученных, при помощи собственного брокера, клиентами кредитов на 25% (до 2,4 млрд руб.) по сравнению с аналогичным периодом 2011 года.
Филиальная сеть
В рамках стратегии увеличения доходности компании РРТ первые в России перешли на систему филиальной сети. Что позволило консолидировать финансовые и товарные потоки, значительно ускорить оборачиваемость, снизить издержки и финансовые риски. В связи с переходом на новую систему повысилась прозрачность бизнеса, упростилась подготовка к отчётности по Международным Стандартам Финансовой Отчетности (МСФО).
РРТ: «Внедрение филиальной сети влечет за собой неизбежные проблемы переходного периода, и тогда может появиться определенная часть недовольных клиентов. Ведь меняемся не только мы и рынок, но также и клиент. Теперь он отстаивает не только свои деньги, но и время. Современный клиент очень быстро реагирует на проблемы. И наша задача повернуться к нему лицом, наладить обратную связь, научиться самим быстро реагировать на запросы, полученные, в том числе, и через социальные сети, а в идеале, даже упреждать какие-то моменты. Мы стараемся держать связь с клиентами, у нас всегда открыта горячая линия, и любой возможный дискомфорт наших клиентов непременно компенсируется.
Мы всегда благодарны за любую критику от клиентов, т.к. именно она помогает нам стать лучше».