Владимир Смирнов, которому принадлежит 90% строительного холдинга Normann, пригласил команду банкиров во главе с Сергеем Щербаковым для приобретения контрольного пакета банковского учреждения.
Оборот холдинга в 2012 году может достигнуть 3 млрд рублей, говорят в пресс-службе. Владимир Смирнов стал мажоритарным акционером строительного холдинга в 2004 году, когда компания отпочковалась от Северо-Западной нерудной компании (СЗНК), принадлежавшей бизнесмену Юрию Рафальскому, говорят участники рынка. Владимир Смирнов вчера не пожелал лично прокомментировать свои планы. "Владимир Смирнов пришел в СЗНК в 2002 году на пост гендиректора из Промстройбанка (ПСБ), где он занимался проектным финансированием", - вспоминает Юрий Рафальский, глава ГК развития Республики Карелия. Когда в 2004 году СНКЗ отказалась от девелоперского бизнеса, Владимир Смирнов нашел средства для покупки холдинга, и с тех пор дела компании пошли в гору, говорит его бывший коллега.
Как рассказал Сергей Щербаков, до конца года его команда представит совету директоров несколько банков, которые могут быть интересны холдингу. "Если речь идет о покупке лицензии, то это $2-3 млн, если же вариант с готовым бизнесом, то цена может достигнуть $10 млн", - объясняет банкир. Основные критерии отбора - наличие лицензий ЦБ РФ на работу с физическими и юридическими лицами, присутствие в системе страхования вкладов населения. "Это не обязательно петербургский банк. Финучреждение всегда можно перерегистрировать", - поясняет Сергей Щербаков. В планах собственников холдинга - создать универсальный банк: выдавать ипотеку, открывать вклады для населения, говорит Сергей Щербаков. Банк будет обслуживать счета Normann, а также займется корпоративным кредитованием.
Сергей Щербаков - известный петербургский банкир. В 1993 году он пришел в банковский бизнес, в 1997 году, когда ПСБ приобрел Вита-банк, занял пост заместителя директора коммерческой дирекции по Петербургу и Ленобласти. С 2005 года работал на топовых позициях в петербургских филиалах Альфа-Банка, Связь-банка, Инвестторгбанка и Агросоюзбанка.
С собой в Normann Сергей Щербаков взял знакомых по работе в ПСБ банкиров Игоря Яковлева и Анну Русалевич.
Участники рынка считают, что владелец Normann создает прецедент для Петербурга. "Это нетипичная ситуация для строительного бизнеса. Обычно происходит наоборот: банку достается право управления объектами недвижимости или земельными участками", - говорит директор по продажам ООО "Главстрой-СПб" Михаил Бузулуцкий.
“
Если девелоперская компания небольшая и занимается исключительно девелоперским бизнесом, то создавать свой банк нецелесообразно.
Усилий надо затрачивать много, отвлекать ресурсы от основного бизнеса. В случае если девелоперская компания - часть многопрофильного холдинга, создание собственного банка оправданно.
Банк мог бы использоваться для расчетно-кассового обслуживания между компаниями холдинга и привлечения финансирования под проекты холдинга.
Чем крупнее структура, тем оправданнее создание своего банка.
Иван Фатеев
финансовый руководитель проекта "Триумф Парк" (MirLand Development Corporation)
Тем не менее сращивание банковского и девелоперского бизнесов прочно вошло в моду. Банк "ВТБ" финансирует девелоперские проекты ЗАО "ВТБ-Девелопмент", Сбербанк вывел свои активы недвижимости в "Сбербанк-Девелопмент".
Есть и более скромные участники рынка. Так, участники рынка связывают ГК "Город" с банком "Фининвест", а девелопера "Ренорд Инвест", с банком "Санкт-Петербург". В пресс-службах банков это отрицают. Впрочем, как и в пресс-службе банка БФА, которая отрицает какую-либо его связь с компанией "БФА-Девелопмент".
"Банк "Таврический"
  входит в состав акционеров строительной компании "Сфера", а у "Лидер Групп" есть архангельский Жилсоцбанк, который занимается ипотечным кредитованием объектов застройщика", - припоминает директор по развитию бизнеса Jones Lang LaSalle в Петербурге Сергей Федоров.
Тенденция характерна не только для финансовой отрасли. В России первыми собственными финансовыми структурами обзавелись крупные автоконцерны: BMW, Mercedes, Toyota, Volkswagen.
"Я считаю, что девелоперской компании нет нужды приобретать банк, который необходим только для кредитования проектов и ипотечных программ", - считает Михаил Бузулуцкий из "Главстроя-СПб".
“
Ситуация, когда девелоперская компания покупает банк, нетипичная, но понятная. Застройщики не могут оказывать финансовые услуги. Но они заинтересованы в быстрых продажах, и для этого необходимы разнообразные финансовые инструменты.
Банки же предлагают условия ипотеки, которые далеко не всякий может себе позволить. Это ипотека для избранных.
Если же в рамках одной группы компаний будет финансовое учреждение, появляется возможность разнообразить политику, предложить клиентам более интересные условия ипотеки.
Светлана Аршинникова
руководитель отдела маркетинга группы компаний "Балтрос"
Между тем после вступления в силу 214-ФЗ роль банков в деятельности девелоперов, не располагающих значительными собственными ресурсами, довольно велика. Как правило, заемное финансирование составляет не менее 70% стоимости проектов. Кроме того, население отошло от кризиса, и объемы рынка ипотеки растут. Так, в Петербурге в первом полугодии 2012 года было выдано 12,9 тыс. ипотечных кредитов, что на 65% больше, чем за аналогичный период 2011 года. Общий объем кредитов превысил 27,5 млрд рублей.
Топ-менеджер одной из девелоперских компаний считает, что банк понадобился девелоперу для доступа к межбанковскому кредитованию. "Еще одна причина - развитие ипотечных программ девелопера, однако это малорентабельно: Сбербанк, "ВТБ 24", Газпромбанк смогут предоставить более низкие ставки", - сомневается он.
Впрочем, по словам Сергея Щербакова, банк действительно собирается разработать специальные условия по ипотеке для собственных объектов Normann. "Мы постоянно ведем переговоры с банками-партнерами о более привлекательных условиях ипотеки, но это процесс сложный и длительный", - признает Светлана Аршинникова, руководитель отдела маркетинга группы компаний "Балтрос".