Объем рынка демонтажа в Петербурге в 2012 году составит 2-2,5 млрд рублей

Автор фото: Евгений Асмолов

Петербургский рынок демонтажных работ сильно пострадал во время кризиса. Сейчас он восстанавливается как за счет крупных городских проектов, так и из-за возобновления процесса по выводу промпредприятий.

Новое строительство в Петербурге сейчас практически не обходится без демонтажа старых зданий, аварийных домов, недостроенных сооружений и т.п. Лидирующие позиции на рынке демонтажа занимают три компании: ГК "Размах", ООО "Терминатор" и ГК "КрашМаш", - оценки которых относительно как самого рынка, так и своего места на нем сильно разнятся. Эксперты связывают это с закрытостью рынка и недостатком реальных сведений о всех демонтированных объектах.
Участники рынка сходятся в одном: кризис тяжело сказался на мировом рынке демонтажа. "В кризис рынок сильно просел, по нашим оценкам, более чем в 10 раз", - говорит генеральный директор ООО "Терминатор" Кирилл Орт. "Отечественный рынок в нижней точке в отдельные месяцы и вовсе достигал нулевой отметки", - еще более сурово оценивает ситуацию коммерческий директор ГК "Размах" Сергей Ефремов. При этом он оптимистично смотрит в будущее, отмечая, что 2011 г. стал временем быстрого восстановления: объем рынка Петербурга вырос до 1,5 млрд рублей, увеличившись примерно в 3 раза по сравнению с объемами 2010 г. В 2012 г. объем рынка составит 2-2,5 млрд рублей.
В ООО "Терминатор" считают, что и в самые активные годы работы участников рынка демонтажа, в 2005-2006 гг., в Петербурге общий фронт работ не превышал 1,2-1,5 млрд рублей. Восстановления докризисных объемов в "Терминаторе" ожидают к 2013 г., в "Размахе" - не раньше 2014 г.
По словам Кирилла Орта, заказы на крупные городские объекты, такие, например, как снос Института прикладной химии для "Набережной Европы" (около 600 тыс. м3), возникают раз в 5, а то и в 6 лет. Следовательно, судить по ним о восстановлении всего рынка нельзя. В компании "КрашМаш" считают, что сейчас основная конкуренция смещается в регионы, которые активно осваиваются петербургскими компаниями.
В основном услуга по демонтажу и подготовке территории востребована при реновации - приготовлении под строительство недвижимости участков бывших заводов. Заказчиками подобных проектов выступают либо крупные девелоперы (ГК "Эталон", SetlCity, группа "ЛСР" и др.), либо промышленные группы, реализующие проекты переезда или модернизации предприятий ("Силовые машины", "ФосАгро"), либо финансовые группы (например, ВТБ под проект "Набережная Европы").
В работе в промзонах заняты все участники рынка. Так, "Размах" ведет комплексную реновацию территории завода "Петмол" для Meridian Capital. "КрашМаш" демонтировал завод "Керамика" для группы "ЛСР". "Терминатор" для нее же готовит проект по сносу завода "Баррикада".
Есть и весьма необычные проекты: например, "Терминатор" будет вести земляные работы на месте древнего Балтийского ледникового озера, дно которого изобилует суглинком и валунами, для проекта "Балтийская жемчужина".
Особенность демонтажа в Петербурге, особенно в центре города, заключается в большом количестве ограничений, связанных с охраной памятников. "По-прежнему сложным остается вопрос инвестиционных проектов внутри города, в его исторической части, - отмечает управляющий директор ГК "КрашМаш" Александр Васильев. До сих пор не удается найти взаимовыгодные условия работы инвесторов и города.
"Приобретая объект вроде бы на удобных условиях, только после сделки инвестор сталкивается с требованиями КГиОП во что бы то ни стало здание сохранить, что на стадии продажи не оговаривается вовсе", - говорит Сергей Ефремов.
Развитию рынка демонтажа препятствует и нестабильность в строительной отрасли города, из-за чего проекты остаются замороженными. "Когда будет понимание, тогда пойдут все намеченные программы, на которые ориентированы и мы. Это реновация хрущевок, устранение аварийных домов в центральной части города, снос ветхих зданий", - поясняет Кирилл Орт.
Есть и недостаток квалификации для выполнения работ. "На сложных технических объектах, особенно в центре города, солидный опыт просто необходим, - говорит Александр Васильев. - Так, специалистов, успешно управляющих экскаватором-разрушителем с 25-метровой стрелой, можно по пальцам пересчитать".