Российский союз автостраховщиков предлагает приблизить размер компенсации семьям погибших в автоавариях с аналогичными выплатами за погибших в самолетах и поездах, а сперва поднять их хотя бы до 500 тыс рублей. За год в стране в ДТП гибнет 28 тыс. человек. Это значит, что выплаты страховщиков по ОСАГО вырастут менее чем на 20%, но сами страховки могут подорожать в 1,5 раза.
На данный момент выплаты семье погибшего или раненого составляют 160 тыс. рублей, но РСА считает такую сумму явно недостаточной. В предложении по стратегии развития государственной политики в сфере страховой деятельности до 2020 года Российский союз автостраховщиков предложил постепенно увеличивать выплаты.
Однако они твердо опровергают предположения о двухмиллионной компенсации, которые появились в ряде российских СМИ. Первым шагом к увеличению выплат, по словам источника из РСА, станет законопроект, который установит размер компенсации семье пострадавшего или погибшего на уровне 500 тыс. рублей.
Он разрабатывался Минфином достаточно давно, и участники рынка успели позабыть о такой инициативе, а аналитики считали, что законопроект попросту "заблудился" в думских коридорах. Однако, как выяснилось, в августе он благополучно прошел стадию обсуждения экспертов и получил множество положительных откликов. Были и замечания, но их РСА признал конструктивными и учтет в конечной редакции.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Ночное ДТП на Октябрьской набережной, напротив дома 78. Произошло лобовое столкновение, водитель погиб на месте.
Согласно законопроекту, увеличится и размер компенсаций, связанных с причинением вреда имуществу, – со 120 до 400 тыс. рублей. Кроме того, при причинении вреда здоровью клиента выплаты впервые будут осуществляться по тарифной таблице. Пока что такая таблица из всех видов обязательного страхования есть лишь у страховщиков ответственности владельцев опасных объектов.
Естественно, увеличение компенсаций вызовет рост тарифов. "По оценкам экспертов, среднее увеличение базового страхового тарифа при таком изменении страховых сумм для всех типов транспортных средств может составить около 50%", – сообщает источник в РСА.
На данный момент базовый тариф по ОСАГО составляет 1980 рублей, значит, после принятия законопроекта эта сумма увеличится минимум до 2970 рублей. Такое решение, конечно, может быть крайне непопулярным среди потребителей.
"Вероятность причинения вреда жизни и здоровью гораздо меньше, чем опасность для имущества. Люди будут редко получать такие выплаты, а значит, с негодованием воспримут немотивированное, с их точки зрения, увеличение тарифов", – считает Татьяна Мокрова, заместитель генерального директора по правовым вопросам ООО "Адвант-Страхование".
В ДТП, нанесших ущерб жизни или здоровью людей, гибнет в среднем десятая часть всех пострадавших. В прошлом году, по данным ГУОБДД МВД России, из 279,8 тыс. пострадавших погибли 28 тыс. Общий объем всех выплат по ОСАГО в 2011 году составил 56 млрд рублей, а общий объем премий, собранных за тот же год - 106,3 млрд рублей.
"В целом по РФ из общего объема выплат по ОСАГО доля выплат по жизни и здоровью составляет не более 8%, основная часть приходится на имущественные риски. В случае принятия предложения РСА эта доля может вырасти до 20%", – подсчитал Андрей Антохонов, директор по страхованию автогражданской ответственности Центра управления обязательными видами страхования СК "Альянс" (РОСНО).
Но в РСА планируют менять не только выплаты и тарифы – они настроены сделать первые шаги к саморегулированию рынка автострахования. В частности, они предложили ФСФР, который сейчас регулирует этот рынок, позволить им контролировать деятельность страховых компаний, связанных с ОСАГО. Сейчас компания, чтобы предлагать этот вид страхования, должна сначала получить лицензию в ФСФР, а потом вступить в РСА.
Однако после выхода из РСА она еще какое-то время может продолжать предлагать клиентам ОСАГО. Учитывая, что исключают из союза только компании с достаточно серьезными проблемами, это означает дополнительные риски для клиентов. Как сообщает источник из РСА, организация стремится к тому, чтобы исключение из нее приравнивалось для компании к запрету на ОСАГО-страхование.
Участники рынка пока скептически относятся к такой идее. "Я не думаю, что ФСФР расширит полномочия РСА в части лицензирования, поэтому говорить об изменениях преждевременно. А вот что касается передачи функции по рассмотрению жалоб, то это очень разумное предложение, которое позволит разгрузить регулятор", – считает Анатолий Кузнецов, первый заместитель директора САО "Гефест" в Санкт-Петербурге.