Пункты заправки и отдыха

Автор фото: Global Look Press

Российские сети АЗС развивают бизнес по западной модели, предлагая не только топливо, но и дополнительные услуги - от кафе до мотелей.

В Европе и США последние десятилетия активно развивается формат АЗС, который принято называть convenience store. По словам генерального директора компании "Газпромнефть-Северо-Запад" Валерия Ледовских, развитие такого формата связано в первую очередь с тем, что в 8 вечера все супермаркеты и магазины вблизи жилых районов закрываются и продукты можно купить только на АЗС. Поэтому на автозаправочных станциях в США и странах Европы всегда есть магазин, в котором, помимо товаров для автолюбителей, в широком ассортименте представлена продовольственная продукция и товары для дома.
По словам Сандиса Штейнса, генерального директора Statoil Energy & Retail Russia, в европейских странах магазины при АЗС воспринимаются клиентами как магазины шаговой доступности, где в любое время можно приобрести необходимые товары, перекусить и встретиться с друзьями за чашечкой кофе. "Один из ключевых трендов в области развития автозаправочных комплексов в Европе - все более активное развитие кафе. Различные компании предлагают свои решения в этой сфере: сотрудничество с известными брендами фастфуда, франшизы, собственные кафе различных форматов - от фастфуда до ресторанов a la cart", - отмечает он.
Так, в 2012 году Statoil запустил недалеко от Осло новую АЗС "Миннесунд", где основное внимание уделяется кафе. На станции работает шеф-повар, она оснащена современным оборудованием, которое позволяет готовить различные блюда.
Близкий к западному формат многофункциональных станций взяли за основу и российские сети АЗС, большинство из которых, помимо продажи топлива на своих станциях, также продают автотовары, продукты, открывают кафе, предлагают услуги мойки, шиномонтажа.
По оценкам ведущего специалиста отдела продаж АЗС компании "Три-Е" Константина Ремизова, на сегодняшний день доля многофункциональных АЗС в Петербурге и Ленинградской области составляет от 15 до 30% всего количества строящихся и реконструируемых станций. "Основное препятствие для их развития - отсутствие пятен под строительство (с учетом различных требований Ростехнадзора гораздо более значительных по площади, чем для простой АЗС или безоператорной автоматической АЗС). Сейчас поиск и согласование пятен под застройку занимают до 2 лет, и малым операторам очень сложно преодолеть административные барьеры и интересы крупнейших сетевых нефтяных ретейлеров страны", - говорит Константин Ремизов.
Еще одна проблема - для открытия подобных станций требуется вдвое больше инвестиций. Например, стоимость постройки моечного автоматического комплекса на АЗС достигает 40% от стоимости строительства и оборудования самой АЗС. Некоторые компании решают этот вопрос, привлекая на допуслуги аутсорсеров или арендаторов. Кроме того, развитие многофункциональных автозаправочных комплексов вдоль российских дорог сдерживает отсутствие необходимой для этого инфраструктуры.
Впрочем, в России скоро могут появиться автозаправочные комплексы нового типа: с мотелями, душевыми, прачечными, закусочными, а также стоянками под грузовой и легковой транспорт. Около 20 таких многофункциональных автозаправочных станций (МАЗК) на пути к Сочи к Олимпиаде-2014 планирует построить "Роснефть".
До конца 2013 года ТНК-ВР планирует открыть в Петербурге и области еще как минимум 10 многофункциональных заправок, две из которых трассового типа.
"Строительство таких комплексов весьма перспективно в нашей стране. Растут потребительские предпочтения наших граждан, желание передвигаться с комфортом, а такие комплексы как раз и могут его дать", - убежден Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент".