С 1 сентября таможня начала взимать утилизационный сбор с импортеров машин. Грузоперевозчики спрячутся от него в Белоруссии.
В конце прошлой недели правительство РФ утвердило ставки сбора и порядок, по которому импортеры могут избежать выплат. Базовая ставка для легковых автомобилей составит 20 тыс. рублей, а для других видов машин - 150 тыс. рублей. Эти ставки умножаются на коэффициент, привязанный к объему двигателя автомашины. Кроме того, существует повышающий коэффициент для подержанных авто.
По замыслу чиновников, новый сбор должен компенсировать сниженные после вступления России в ВТО пошлины на ввоз автомобилей. Пока их снизили всего с 30 до 25% стоимости автомобиля. Впоследствии в течение 7 лет они снизятся до 15%.
В принятом документе законодатели предусмотрели значительное послабление для тех, кто хочет ввезти автомобиль для своих личных нужд. Ставка сбора для них не превысит 3 тыс. рублей независимо от объема двигателя. Использовать эту возможность в качестве лазейки уже подумывают импортеры элитных автомобилей для того, чтобы снизить цену.
"У нас есть акции нескольких салонов Bentley и Lamborghini в Европе, - рассказал генеральный директор Gregory's Cars Григорий Брудный. - Мы просто будем формально продавать машину прямо там. А потом оказывать услугу ее ввоза по доверенности".
Также существует официальная возможность для импортеров если не уйти, то хотя бы значительно сократить сумму утилизационного сбора. Это возможно, если компания откроет за свой счет сеть пунктов утилизации во всех крупных городах. Впрочем, что должны представлять из себя эти сети, пока никто не знает.
"Мы ожидаем дополнительных постановлений, описывающих конкретные требования к этим точкам. Без них говорить о конкретных планах пока рано", - рассказал вице-президент "Форд Соллерс" Сергей Кириллов.
Уже существующие участники рынка утилизации, которым, казалось бы, такая перспектива может принести новые заказы и увеличение бизнеса, ожидают нововведения со скепсисом.
"Даже если производители подпишут с нами договор об утилизации, - считает заместитель директора ЗАО "Авантек" Сергей Ганичев, - все это останется лишь на бумаге, для того чтобы показать ее таможне". При этом, по мнению Сергея Ганичева, автоутиль по-прежнему будет гнить на обочинах.
Грузоперевозчики ждут от нового сбора неприятностей. По информации Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, многие перевозчики закупают за рубежом подержанные автомобили. Ставка нового сбора на них может превышать 1,5 млн рублей. Поэтому уже в сентябре участники рынка собираются повысить цены на внутренние перевозки как минимум на 17%.
Гораздо сложнее будет поднять цену международным перевозчикам. Если они это сделают, то из услуги сразу перестанут быть конкурентоспособными.
“
Раньше по некоторым видам техники ставка составляла 5%, теперь затраты резко возрастают. Особенно затронуло это тех, кто влез в лизинг, а теперь пришло время растаможки. Их техника будет считаться подержанной, и за нее возьмут по максимуму. Поэтому перевозчики принимают решения ее вернуть. Как результат уже с сентября цены на внутренние перевозки вырастут на 15-17%. Что касается международных перевозчиков, любое повышение цены сделает их неконкурентоспособными. Один из выходов из этой ситуации - уйти в Белоруссию, в которой утилизационного сбора нет. Поэтому в скором времени нас ожидает волна перерегистраций.
Константин Шаршаков
заместитель руководителя Северо-Западного представительства Ассоциации международных перевозчиков