Евгений Елин: "Ленобласть посылает бизнесу четкий сигнал"

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров

Вице-губернатор - председатель комитета финансов Ленинградской области Евгений Елин рассказал "ДП" о конкуренции, "улетающих в другую сторону" деньгах, "Крайслере", антикризисной программе для бюджета и новых нефтяных производствах, которые регион пытается переманить к себе.

Расскажите об областном законе о льготах по налогу на прибыль для инвесторов. Почему в середине лета его приняли так спешно?
- Закон важен для нас. Поэтому мы вынесли его на чрезвычайную сессию ЗС. Все просто: старт борьбы за инвесторов дан, все они сейчас, как и мы, формируют свои планы на 2013 г.
Поэтому мы хотим рассказать инвесторам о тех правилах и приоритетах, которые есть у Ленинградской области. И закон - это сигнал для тех, кого мы хотим привлечь, и пояснение, по каким правилам готовы работать.
Каковы же эти правила?
- В первую очередь мы конкурируем с инвестиционно привлекательными регионами: Петербургом, Калугой, Татарстаном. Новый закон устанавливает практически равные возможности для инвесторов, то есть нам удалось нивелировать, выровнять налоговый режим льгот в Петербурге и Ленинградской области. Что мы для этого сделали? Мы снизили административные барьеры, то есть создали закон прямого действия. Инвестор не должен бегать по инстанциям, согласовывать бизнес-планы, получать справки.
Закон построен таким образом, что если он выполнил условия (а именно вложил миллиард рублей в основные средства), то автоматически получает льготу.
Правда, есть и второе условие: не снижать налоговые отчисления. Проще говоря, мы убрали всю процедуру согласований и получений разрешений от чиновников.
А что во-вторых?
- Мы объявили, что в первую очередь льгота распространяется на обрабатывающую промышленность. Это мобильный бизнес, у которого есть выбор, где разместиться: он не привязан к портовой инфраструктуре, конкретной транспортной системе.
Такое производство может расположиться в любом регионе, и тут у нас много конкурентов. Но мы стараемся привлечь такой вид бизнеса.
Обрабатывающая промышленность - это инновации. Когда мы говорим, что на инвестиции выделен миллиард рублей, то подразумеваем новые технологии и новое оборудование. Еще нам нужны рабочие места, квалифицированная рабочая сила, налоги в бюджет.
Как будет работать закон?
- Предприятие обрабатывающей промышленности не более чем за 3 года должно инвестировать в основные средства 1 млрд рублей и приобрести основные средства на 1 млрд рублей, и только после этого в течение пяти налоговых периодов оно имеет право на льготу.
Ставка налога на прибыль будет снижена до 13,5%. Повторюсь, при условии, что за этот период оно не должно уменьшать свои платежи по налогу на прибыль.
Почему именно такое условие?
- Мы предполагаем, что предприятие будет модернизироваться и работает с прибылью - почему же она должна уменьшаться? Мы для того и даем льготы, чтобы проект был успешным, компания много зарабатывала и, соответственно, платила много налогов.
Что будет, если предприятие показывает уменьшение налога на прибыль?
- Оно лишается льготы.
Подведем итог: правительство усилило активность на инвестиционном направлении, потому что пришел новый губернатор, который стремится быстрее установить более понятные правила игры для инвесторов. Необходимо послать бизнесу четкий сигнал: мы хотим привлекать инвесторов и нацелены для этого на быструю работу.
Кто ваши инвесторы? О каких предприятиях идет речь?
- С просьбами принять такой закон обращались многие инвесторы, в том числе зарубежные компании. Почему? Понимаете, их не устраивала бумажная волокита. Они просили сделать более прозрачными правила работы. И желание взаимодействовать по таким правилам высказывали многие компании, начиная с "КНАУФа".
Сейчас мы ведем переговоры с "Крайслером" - это тот инвестор, который долго примерялся к Петербургу. Мы сделали им конкретное предложение, и сейчас мы его обсуждаем. Есть еще ряд инвесторов, которые размышляют, в каком регионе разместить свое производство.
Возможно ли изменение планки в миллиард рублей?
- Миллиард, как мы считаем, - это сумма, за которую можно построить новое производство с полным циклом.
Снижение ставки возможно. Например, у Петербурга порог пресечения - 800 млн рублей, а мы предложили более высокий порог. Но сначала мы получим опыт, а потом уже будем принимать решения. Наша задача - двигаться в сторону улучшения инвестклимата. Сейчас мы установили планку и посмотрим, какие предприятия получим, как это будет работать.
Из этого общего есть первое следствие - это закон о ставке налога на прибыль для участников консолидированных групп налогоплательщиков. Но это уже особый случай, предоставление льготы для совершенно конкретной категории налогоплательщиков.
О каких группах идет речь?
- У нас есть восемь групп консолидированных налогоплательщиков, но не все попали под этот закон. Консолидированные группы сформированы на базе таких известных компаний, как "Сургут", "ИСТ Лукойл", "Газпром", "Транснефть", "МегаФон", "МТС", "Северсталь".
Но пока закон охватывает те группы, которые осуществляют добычу нефти, газа, транспортировку и переработку. Мы это сделали для того, чтобы перевод налогов из одного региона в другой не приводил к дополнительным затратам. Провели анализ и сравняли нашу ставку с той, какая есть у предприятий в другом регионе.
Но мы не теряем надежду получить еще группы, в том числе и нефтяные.
Планируется, что около 3 млрд дополнительных доходов за год мы получим. Мы себе отдаем отчет, что это именно те доходы бюджета, которые зависят от цены на нефть. И у нас есть представление, как поступить с этими деньгами.
Какое?
- Из части этих денег мы будем формировать резервный фонд Ленинградской области. Расходовать будем на уменьшение внутреннего долга и на те цели, которые прописаны в положении о резервном фонде. Деньги, которые поступят к нам сверх плана, мы направим в резервный фонд. Они будут использоваться в случае, если у нас пойдет провал по доходам, то есть под эти средства мы не планируем увеличивать расходы.
Последние несколько месяцев активно обсуждался вопрос о перераспределении налогов между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований. Какие шаги будут сделаны в этом направлении?
- Будем предлагать укрупнять многие муниципальные образования, в том числе первого уровня. Этим мы добьемся сокращения административных издержек. Пока нам просто надо консолидировать те бюджетные ресурсы, которые есть. Надо выйти на какие-то понятные взаимоотношения. Конечно, хотелось бы, чтобы был диалог, движение навстречу друг другу.
Власти Петербурга сейчас будто готовятся к кризису и секвестируют бюджет, а в Ленобласти может такое произойти? По некоторым признакам, у вас тоже проявляется тенденция к жесткой экономии бюджетных средств…
- "Секвестирование" - слово, наверное, неправильное. Антикризисную программу мы тоже разрабатываем, рассматриваем сокращение бюджетных средств. Мы озабочены несколькими проблемами, но в первую очередь - надежностью размещения остатков на счетах.
Что же касается экономической части вопроса, мы сейчас резко усилили контроль за формированием и исполнением госзаказа. Он должен быть обоснован. Как оформлено техническое задание, каковы расходы? Если главный распорядитель бюджетных средств не справился с задачей, если предоставленная им документация некачественная и он не в состоянии объяснить, что это за закупка, для чего и кому она нужна, то мы не намерены тратить на это значительные средства из бюджета. Тогда вносим на рассмотрение губернатора конкретное предложение, куда мы считаем целесообразным эти деньги перераспределить.
Мы подтвердили и сейчас пытаемся неукоснительно соблюдать правило, что не ввязываемся в капитальные расходы без наличия проектно-сметной документации на объекты. Сначала проект, смета и только после этого - конкурсная процедура. Мы пытаемся ограничить строительство тех объектов, которые финансово не обеспечены.
Таких, как театр в Гатчине?
- Нам нужно понять источник финансирования объекта до ввода в строй. Самое страшное - это недострой. Деньги потрачены - результат не получен. Или же мы должны принять ответственное решение, что у нас есть два-три ключевых объекта в данный период времени для того, чтобы напрячься, но их до конца довести. Ресурсы тогда будем не размазывать ровным слоем, а концентрировать на этих объектах, которые будут для региона социально привлекательны, социально значимы.
Естественно, это не касается текущего содержания: коммунальные, инженерные сети должны ремонтироваться. И перераспределение средств, конечно, касается в первую очередь ЖКХ, детских садов. Когда выявляются главные распорядители бюджетных средств с недостаточно продуманными планами, мы предлагаем перераспределить средства на такие важные цели, как, например, ЖКХ и детсады.
Возвращаясь к налогам: например, ваш коллега Сергей Вязалов говорил, что в Петербурге будут повышаться налоги по максимуму. Какие налоги планируется повысить в Ленобласти?
- Пока у нас не стоит задача повысить налоги в ближайшее время. У нас есть определенные резервы, которые нас интересуют, и проблема, связанная с землей, которая требует серьезного регулирования. Она связана с системой налогообложения земельных участков, и сейчас это существенный резерв для муниципалитетов.
А что может произойти с земельным налогом?
- Сегодня за земли сельхозназначения деньги фактически в бюджеты не поступают. Но тот актив, который находится у муниципалов, должен быть оплачен. Еще мы хотели бы восстановить справедливость по уплате налога на доходы физических лиц. И в Москве, и Петербурге возникла одна и та же проблема: человек живет в области, а работает в столице и налоги платит там. Мы, конечно, не можем изменить место уплаты налогов. Нам надо составлять какой-то баланс друг с другом: сколько человек, живущих в Ленобласти, заплатили налог в Петербурге, и наоборот.
Наши предложения - урегулировать эти взаимоотношения на уровне межбюджетных трансфертов. В течение 6 месяцев после завершения бюджетного года налоговая инспекция подводит все итоги декларации, а при уплате налогов указывается место жительства. В общем, налоговая инспекция сможет определить, какая часть налогов была зачислена теми, кто жил в Ленобласти, а какая - теми, кто в Петербурге. А дальше уже принятым правилом эти взаимоотношения между субъектами урегулировать. На наш взгляд, это было бы справедливо. Не торопясь в этом направлении, мы пытаемся двигаться к общему взаимопониманию.
Губернатор предлагал в дорожный фонд привлекать средства тех, кто активно пользуется дорогами, развивает их…
- Это абсолютно справедливо, но здесь, понимаете, вопрос несколько в другом. Такая норма есть, и это делать можно, но как администрировать такие средства?
Так как это будет выглядеть? Отдельный налог?
- Нет, это не налог, это плата, которая сегодня тоже взимается за сверхнормативное пользование. Если вы превышаете нормативы, то должны заплатить.
Это не налог, а платеж. Вопрос больше в администрировании, норма такая есть, просто механизм надо усовершенствовать.
Что за новые нефтяные производства, о которых вы говорили?
- Предварительная работа ведется. Нефтяных компаний много, и не все еще представлены у нас.
Хотел бы подчеркнуть, что для нас это не стратегическое направление. Мы сделали больший упор на обрабатывающую промышленность. Для нас она куда более важна в долгосрочной перспективе. Все упирается в одну общеэкономическую проблему региона, которую надо решать. Имею в виду низкую заселенность ряда территорий региона.
С другой стороны, в Петербург идет из области мощный отток квалифицированных кадров. А перерабатывающая промышленность - это рабочие места. Поэтому появились льготы по переработке, и мы хотим обеспечить стабильный рост постоянного населения и миграции.
Налог на доходы физических лиц - это наиболее комфортный для казны налог, при прочих кризисных явлениях он меньше всех прыгает. Этот налог укрепляет налоговую базу, способствует стабильности развития региона, и за него, с точки зрения его перераспределения по месту жительства людей, надо активно бороться.

Биография

Евгений Елин родился в 1962 г. в Ленинграде, окончил политехнический институт. В 1985-1988 гг. работал инженером НИИ объединения "Электросила". С 1996-го по 2000 г. возглавлял ЗАО "Сбербанк-капитал". С 2000-го по 2004 г. руководил департаментом Министерства финансов, затем до 2009 г. работал в бизнес-структурах. В 2009 г. назначен главой КЭРППиТ Смольного, в 2012 г. стал вице-губернатором Ленобласти по финансам.