Вот и саммиту конец

В выходные завершился двадцатый саммит АТЭС, на котором блистал президент РФ Владимир Путин. После долгих месяцев обсуждений был, наконец, утвержден список экологических товаров, заключены соглашения по энергетике и браконьерству, подписана "модельная глава" о преференциальных соглашениях, которые повысят прозрачность отношений между странами.

В воскресенье закончилась неделя саммита АТЭС, и Владимир Путин на финальной пресс-конференции заявил, что все задачи мероприятия во Владивостоке полностью выполнены. Он также заметил, что в ближайшие годы российско-европейские и российско-азиатские отношения будут существенно меняться.
"Сегодня объём торгового оборота России с Европой - 51%, а с Азиатско-Тихоокеанским регионом - 24%. Но по мере роста потенциала Азиатско-Тихоокеанского региона, экономического роста, по факту объём российской торговли на этом направлении будет увеличиваться", - говорил президент.
Однако смещение интересов в сторону быстро растущих азиатских экономик, по мнению Владимира Путина, происходит само собой, без особого вмешательства стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Аналитики считают такую тенденцию естественной и связывают ее с выравниванием уровня спроса. В Европе рост потребления сокращается, а в стремительно развивающихся экономиках Азии – наоборот, набирает темпы. Это касается в первую очередь импорта продовольствия.
Новые рынки сбыта стимулируют наращивание производства в России. "По оценкам специалистов, к 2020 году наша страна будет ежегодно производить 120-125 млн тонн зерна. И это увеличит ее экспортные возможности примерно до 30-35, может, 40 млн тонн", - отметил Владимир Путин на Деловом саммите АТЭС в четверг. Правда, в этом году в России будет собрано всего 70 млн тонн.
Сейчас поставки идут в первую очередь на Дальний Восток, но эксперты отмечают, что вскоре экспортный поток будет переориентирован. "Юго-восточная Азия очень быстро развивается и является одним из главнейших потребителей продовольствия. Производство зерновых мы уже собрались наращивать, если увеличим пропускную способность каналов транспортировки, то экспорт вырастет в разы", - считает Денис Ракша, старший партнер компании "НЕОКОН".
Эксперт отметил и другую тенденцию: Россия будет уходить от сырьевого экспорта и переходить к поставкам готовой продукции. Страна уже занимается этим на Дальнем Востоке. Все сложности по-прежнему заключаются в технологиях хранения пищевых продуктов и слабо развитой логистике, которая не обеспечивает достаточной пропускной способности.
Во время саммита уже было заключено несколько "зерновых" соглашений: Китаю и Южной Корее Россия сможет облегчить экспорт в Европу, а Брунею, Малайзии и Индонезии поможет диверсифицировать поставки.
Продовольствия касались и договоренности, которых России удалось достигнуть с Японией. Еще в ходе собрания "двадцатки" в Лос-Кабо президент и премьер-министр Японии обсуждали соглашение о браконьерстве. Во время саммита соответствующий договор был, наконец, подписан.
Еще одним "долгостроем" среди договоров был перечень экологических товаров, по которым необходимо снизить таможенные пошлины. Его обсуждение в ВТО идет уже 10 лет без каких-то видимых результатов, а в рамках АТЭС удалось сформировать его буквально за несколько месяцев. Обсуждение составляющих списка продолжалось даже на самой неделе саммита, окончательный вариант включает в себя 54 товарных группы.
Еще одним успешно реализованным российским проектом стала "модельная глава". Согласно этому договору страны Азиатско-Тихоокеанского региона обязаны будут обнародовать информацию о своих преференциальных соглашениях. "Модельная глава" повторяет условия в ВТО – это свидетельствует о том, что Россия переносит европейский опыт торгового сотрудничества в азиатский регион.
В области энергетики удалось утвердить сразу несколько важных договоренностей. Это, в первую очередь, договор с Японией о строительстве во Владивостоке завода по производству  сжиженного газа, активное обсуждение которого шло еще на этапах подготовки к саммиту. Второе важное соглашение Россия заключила с Китаем: согласно нему "Роснефти" будут предоставлены льготные условия экспорта с Таньцзинского нефтеперерабатывающего завода.
Но самой важной и наиболее перспективной темой по-прежнему остается создание евразийского торгового пути через Россию. Сейчас через российскую территорию проходит всего 1% товарного потока между двумя регионами. «Для инвестиций в такие транзитные каналы, как РЖД или Северный морской путь, потребуются триллионы рублей, но в перспективе это может принести кратную прибыль. Это может стать новым вектором развития для России – помимо экспортера нефти мы можем стать и торговым путем», - считает Александр Осин, главный экономист УК "Финам-Менеджмент".
Однако пока самый амбициозный российский проект в АТЭС остается лишь на уровне пожеланий. О каких-то конкретных решениях, не говоря уже о договоренностях, на саммите речи не шло. Зато много говорили о том, на что же конкретно были потрачены 660 млрд рублей. Владимир Путин уверял, что эти деньги, в отличие от участников саммита, никуда не "разъедутся" - они вложены в инфраструктуру региона.
Тем временем жители Владивостока уже начинают жаловаться на недоделки в тех объектах, которые строились к саммиту. В частности, нарекание вызвало качество новых дорог. В связи с этим первый вице-премьер Игорь Шувалов уже обещал, что "заставит их переделывать".