Смольный сворачивает финансирование комплексного освоения территорий. Чтобы сохранить свои проекты, инвесторам придется раскошелиться более чем на 600 млрд рублей.
Администрация губернатора Георгия Полтавченко, которая вынужденно перешла в режим экономии после резкого падения доходов бюджета, ищет новые способы оптимизации расходов. Под раздачу попали проекты комплексного освоения территорий (КОТ), которые требуют серьезных бюджетных затрат на инфраструктуру. Уже со следующего года инвесторам придется брать эти расходы на себя.
Тема дальнейшего участия бюджета Петербурга в проектах КОТ будет наверняка одной из самых обсуждаемых в кулуарах форума по недвижимости PROEstate, который в среду стартовал в "Ленэкспо". Правда, задать острые вопросы лично губернатору Георгию Полтавченко строители не смогут: градоначальник еще неделю будет в отпуске.
Отношение губернатора к большим стройкам известно. Его определила летняя ревизия проектов, которая показала, что суммарные обязательства по созданию инфраструктуры для проектов КОТ, взятые на себя городом при Валентине Матвиенко, превысили 677 млрд рублей. На фоне дефицита городского бюджета, который только за первое полугодие недосчитался 19,7 млрд рублей от налога на прибыль, обещанную поддержку получат единицы. Правда, высокопоставленные чиновники Смольного не торопятся брать на себя ответственность и публично заявлять о свертывании бюджетной поддержки КОТ. Имущественный вице-губернатор Игорь Метельский посоветовал обратиться за разъяснениями по этому вопросу к финансовому коллеге Сергею Вязалову. А тот, в свою очередь, отказался от комментариев до утверждения бюджета на 2013 год, которое ожидается в октябре.
Глава
комитета по строительству Вячеслав Семененко в беседе с "ДП" перечислил стройки, которые в 2013 году точно будут финансироваться через адресную инвестиционную программу. Речь идет о проектах КОТ в кварталах 16 и 19 севернее ул. Новоселов, кварталах 75-78 района Каменка и 21-м квартале юго-западной приморской части (ЮЗПЧ). На очереди - кварталы 28А и 29 ЮЗПЧ, а также кварталы 11, 12 Горской-Александровской. И еще в планах города - инженерная подготовка квартала в Полюстрово. Но это в основном бюджетные стройки.
Читайте также:
Комплексный дебют "Колвэя"
О будущем инвестиционных проектов КОТ можно судить по последнему заявлению председателя бюджетно-финансового комитета ЗС Константина Сухенко: город, стараясь в полном объеме выполнять социальные обязательства, будет экономить на бюджете развития, в том числе на дорожном строительстве и комплексном освоении территорий.
К проектам КОТ эксперты относят жилые комплексы с объемом чистой продаваемой площади жилья от 100 тыс. м2. Год назад в Петербурге было заявлено около 50 таких проектов, из которых более 20 (более 2 млн м2 жилья) находилось в продаже. По данным КЦ "Петербургская Недвижимость", в 2010 году доля проектов КОТ в общем объеме строящегося жилья Петербурга составляла около 40%, в объеме ввода - 43,4% и в объеме заявленных новых проектов - 56,7%.
Идеи КОТ поддерживали местные власти, заявляя, что эти проекты формируют новое качество жизни в городе. Инвесторов в них привлекала возможность много и быстро строить, а покупателей - цена: на 10-15% ниже, чем в отдельных домах того же класса.
За первый год губернаторства Георгия Полтавченко формат КОТ не сошел со сцены, но забуксовал. Проблема с инженерией - не единственная тому причина.
"Многие инвесторы готовы взять эти затраты на себя, поскольку они подъемные: около 10% от общей стоимости проекта", - утверждает гендиректор "БКН-Девелопмент" Леван Харазов. Если девелопер берет на себя еще и строительство социальной инфраструктуры (на чем тоже в последнее время настаивают власти), затраты вырастают до 30-35%, что, безусловно, отражается на цене квартир. Но еще болезненней для застройщиков приостановка согласования проектов планировки территории при новой власти. Без них невозможно начать проектирование. По данным КГА, с начала года утверждено всего 20 ППТ, в очереди на рассмотрении - 122 проекта.
Единственный новый проект КОТ, который получил такое согласование в этом году, - город-спутник Южный компании "Старт-Девелопмент". "Нам удалось достигнуть баланса интересов с городом", - пояснил гендиректор "Старт-Девелопмента" Андрей Назаров.
Другие крупные застройщики, у которых проекты КОТ пока зависли, неохотно комментируют происходящее. А те прогнозы, которые все-таки звучат, неутешительные.
“
Вопрос сейчас не в том, чтобы отказаться от проектов комплексной застройки, а в том, что единовременно город еще никогда не сталкивался с таким количеством заявленных масштабных проектов.
Сегодняшний день - это масштабные стройки, которые невозможно привязать к уже существующим дорогам, сетям, детским садам. Надо практически все создавать заново. Для города это колоссальная мобилизация финансовых ресурсов.
Вячеслав Семененко
председатель комитета по строительству
"Мы чувствуем, что идет свертывание программ КОТ", - говорит гендиректор "Главстроя СПб" Сергей Ветлугин. Активность в сегменте КОТ серьезно падает, пересмотр приоритетов в отношении этого формата очевиден, вторит ему гендиректор УК группы "УНИСТО-Петросталь" Арсений Васильев.
Кроме того, по словам главы компании "Л1" Павла Андреева, требования к проектам КОТ в части затрат на инфраструктуру ужесточились.
Неудивительно, что компании, нацеленные на формат КОТ, предпочитают покупать землю под проекты в Ленобласти (на границе с городом). "Там процесс согласования идет быстрее", - говорит директор департамента новостроек АН "Бекар" Эльдар Султанов.
“
У нас есть проект КОТ в Пушкине на участке 139 га, который мы купили у Фонда развития жилищного строительства (РЖС) в 2010 году. Сейчас выходим на согласование ППТ.
О сложностях в этом вопросе знаем. Но уверены, что задержек по политическим причинам не будет. Если что, РЖС поможет. С подключением к инженерии там тоже все понятно - магистральные сети рядом. Даже если нас обяжут строить коммуникации за свой счет, мы к этому готовы.
Дмитрий Павлов
президент ГК "Колвэй"
“
Мне не кажется, что идет свертывание программы КОТ в Петербурге. Администрация рассматривает такие проекты. Вопрос лишь в том, какие параметры будут у этих проектов и как их правильно реализовывать. Сегодня в КОТ больше детализации. Если раньше речь шла лишь о создании внутриквартальных проездов, строительстве садиков и школ, то сегодня в этом списке благоустройство, игровые площадки, торговая и развлекательная инфраструктура. Нужно все предусмотреть.
Антон Евдокимов
гендиректор ЗАО "УК "Эталон"
Если ситуация затянется, многие застройщики могут сократить объем своей деятельности на городском рынке. "Бюджет, о котором так пекутся власти, от этого точно не выиграет", - предупреждает Николай Пашков из "Knight Frank Петербург". "Никуда застройщики не уйдут. Прибыль останется с ними, а вот от сверхприбылей им придется отказаться", - заключил анонимный эксперт "ДП".