Россия, Санкт-Петербург. Юбилейная конференция Леонтьевского Центра "Двадцать лет: итоги и перспективы.", посвященная 20-летию начала экономических реформ и перспективам дальнейшего развития России. На снимке: вице-премьер, Министр финансов РФ Алексей Кудрин.
18:5914 сентября 201218:59
207просмотров
18:5914 сентября 2012
Газпром и Роснефть платят государству десятки миллиардов рублей дивидендов. Но до государственного бюджета эти деньги не доходят, оставаясь на балансе компании-прослойки "Роснефтегаза". Экс-министр Алексей Кудрин считает, что эти 160 млрд пора тратить на развитие, а не держать на счетах.
Алексей Кудрин
, глава Комитета гражданских инициатив, заявил, что средства "Роснефтегаза" необходимо передать в отдельный фонд. "Доходы, которые государство получает как владелец больших пакетов акций "Роснефти" и "Газпрома", стали аккумулировать в некой организации под названием "Роснефтегаз". Но ведь пакеты акций и доходы по ним - это государственная собственность, которая, по всем международным нормам, должна поступать в государственный бюджет, а не вкладываться в какую-то непонятную контору и тратиться на покупку каких-то активов", - говорит Кудрин в интервью Клубу региональных журналистов.
"Роснефтегаз" был создана в 2004 году, когда президент РФ Владимир Путин заявил, что государство отдаст "Газпрому" контроль над "Роснефтью" в обмен на 10,74% акций газового экспортера. Это бы обеспечило государству контрольный пакет акций "Газпрома". Но "Роснефти" после покупки "Юганскнефтегаза", изменившей ее финансовые показатели, удалось сохранить независимость.
Потом стало известно, что акции "Газпрома" государство докупит за деньги. В 2005 году "Роснефтегаз" взял зарубежный кредит на $7,6 млрд и выкупил у "дочек" "Газпрома" 10,74% акций.
Предполагалось, что "Роснефтегаз", как временное хранилище, будет ликвидирован сразу после погашения кредита. Однако компания вернула деньги еще в 2006-м и все еще не расформирована. Владелец 71,95% акций организации - ВО "Технопромэкспорт" - структура госкорпорации "Ростехнологии" (данные Росстата). Такие же данные значится и в выписке из ЕГРЮЛ. Кому принадлежат остальные 29%, в выписке из ЕГРЮЛ не сообщается. Сама компания указывает, что она 100% принадлежит Федеральному агентству по управлению госимуществом.
Генерального директора у компании сейчас нет. Временно исполняющим обязанности гендиректора работает Лариса Каланда - вице-президент "Роснефти". В совет директоров компании кроме нее входят Игорь Сечин (президент "Роснефти", до мая 2012 года - вице-премьер РФ), Сергей Иванов (сын главы администрации президента РФ), Игорь Макаров, Сергей Акимов,
В ОАО "Роснефтегаз" хранятся акции компаний "Газпром" и "Роснефть", принадлежащие государству. Компания владеет 75,14% акций "Роснефти" и 10,74% бумаг "Газпрома". К концу года на счетах "Роснефтегаза" окажется 129 млрд дивидендных рублей с этих акций, а если "Роснефть" перечислит дополнительные дивиденды за 2011 год, то и все 160 млрд рублей.
При этом вопрос о том, что же делать с этими деньгами, так и остался нерешенным. Длительная дискуссия на правительственном уровне в итоге выявила две основные точки зрения на развитие "Роснефтегаза". Согласно первой, полученные дивиденды нужно пустить на покупку акций других компаний нефтегазового и энергетического сектора и сделать из организации некую "ТЭК-корпорацию".
Согласно второй точке зрения, деньги, полученные от акций "Газпрома" и "Роснефти", необходимо переводить в правительственные фонды, в том числе – в Фонд национального благосостояния. Оттуда деньги, по мнению Алексея Кудрина, лучше всего брать "в трудный момент" и тратить в основном на социальную сферу. "Мы ведь можем накопить от 10% до 20% ВВП, а это может дать нам ежегодный доход от 0,5% ВВП и выше. Вот такой "случайный" подарок", - поясняет он.
Эксперты также считают, что с "Роснефтегазом" не все ясно – начиная от цели существования организации и заканчивая тем, как государственные средства хранятся внутри компании. "Что происходит там с этими миллиардами – неизвестно. Компания такой информации не раскрывает. Я предполагаю, что деньги, полученные от акций, хранятся на банковских депозитах, но наверняка сказать невозможно", - недоумевает Денис Борисов, аналитик "НОМОС-банка".
Аналитики считают само существование "Роснефтегаза" не очень выгодным в плане хранения в нем государственных средств. "А зачем нам тогда Росимущество? Эта компания – еще одна надстройка, ненужный дополнительный механизм. А как известно, длинная цепочка из посредников приводит к конечному удорожанию товара. Пока что это все выглядит как перекладывание активов из кармана в карман", - считает Александр Игнатюк, аналитик ИГ "Энергокапитал".
Аналитик считает, что смысл у этой организации есть только в том случае, если государство на ее основе сможет сформировать госкорпорацию, как ей это удалось в ядерной промышленности и более-менее – в судостроении.