Компания "Усть-Луга" продвигает законопроект о ГЧП, позволяющий инвесторам получать бесплатно землю

Автор фото: Trend/Андрей Федоров

Компания "Усть-Луга" приступила к новому амбициозному проекту - комплексному развитию припортовых территорий. Объем инвестиций только в инфраструктуру, по предварительным оценкам, превышает 125 млрд рублей.

В начале 2012 года руководство ОАО "Компания "Усть-Луга" объявило о завершении развития одноименного порта в Лужской губе Финского залива - почти на все земельные участки найдены частные инвесторы. С начала активного строительства порта в 2000 году они вложили в него около 110 млрд рублейоколо 40 млрд рублей потратило государство. За счет бизнеса в порту построено девять терминалов, еще шесть планируется запустить в течение 2 лет.
Теперь компания "Усть-Луга" приступила к новому амбициозному проекту - комплексному развитию припортовых территорий, ведутся проектно-изыскательские работы, готовятся документы на землю. Объем инвестиций только в инфраструктуру, по предварительным оценкам, уже превышает 125 млрд рублей. На площади около 8 тыс. га планируется разместить индустриальную зону по глубокой переработке углеводородов (предполагаемые инвестиции - 70 млрд рублей), жилой город на 34,5 тыс. жителей (45 млрд рублей), грузовой аэропорт (около 10 млрд рублей), а также туристско-рекреационную и аграрную зоны (инвестиции еще не оценивались). В "Усть-Луге" отмечают, что в одиночку такой проект не потянуть. Летом этого года партнером компании стала госкорпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".
Под развитие проекта партнеры подготовили федеральный законопроект "О государственно-частном партнерстве в сфере инвестиционной деятельности РФ и о внесении изменений и дополнений в другие законодательные акты". Его внесет в Госдуму Минэкономразвития, и весной 2013 года депутаты примут нормативный акт, надеются в "Усть-Луге".
Руководитель проектов компании "Усть-Луга" Александр Липатов пояснил, что существующие законы, регулирующие отношения в сфере концессионных соглашений или создания и функционирования особых экономических зон, не позволяют реализовывать проекты комплексного развития незастроенных территорий. Предложенный специалистами "Усть-Луги" правовой акт закрепит в законодательстве два важных момента.
Первый - возможность безвозмездной передачи земли инвестору в аренду на весь срок окупаемости проекта. "Сейчас земля может передаваться бесплатно только госпредприятиям в оперативное управление, а частные инвесторы приобретают землю или право аренды на нее на торгах", - поясняет президент юридической фирмы "Аналитика" Линар Латыпов.
Второй момент - закон предполагает, что в период окупаемости проекта налоговые и таможенные преференции не будут меняться. По словам Александра Липатова, сейчас такая норма в законодательстве есть, но она зачастую не действует.
Предполагается, что воспользоваться всеми преимуществами нового закона смогут инвесторы, реализующие приоритетные для того или иного региона инфраструктурные проекты. Как раз в конце февраля этого года Владимир Путин, тогда еще премьер-министр РФ, распорядился включить проект комплексного развития порта Усть-Луга в перечень приоритетных инвестпроектов Северо-Западного федерального округа.
Пока фискальные льготы на общих основаниях предоставляются только резидентам особых экономических зон (ОЭЗ). Однако "Усть-Луга" не может стать особой зоной, поскольку по закону такой зоной может управлять только полностью государственная компания.
Почти 80% акций "Усть-Луги" контролируют Валерий Израйлит, возглавляющий совет директоров, и структуры ОАО "РЖД". Еще 20% принадлежат правительству Ленобласти, которая планирует продать свою долю: губернатор Александр Дрозденко рассказывал "ДП", что этот проект требует колоссальных инвестиций, которые будут привлекаться, в частности, путем дополнительной эмиссии ценных бумаг, и Ленобласть вряд ли будет их покупать - в бюджете нет на это средств.
В "Усть-Луге" подтвердили, что рассматривается возможность допэмиссии и покупателем части акций может стать Внешэкономбанк. Однако назвать конкретные параметры сделки в компании пока не готовы. В начале 2012 года акционеры завершили реорганизацию "Усть-Луги". Во вновь созданное ОАО "ТЛК" вывели основные производственные активы (многопрофильный терминал "Юг-2"), оставив в старой компании права на земельные участки и на разработку карьера Белореченский, внутрипортовые системы инженерии, а также дочерние общества для привлечения стратегических инвесторов, в частности ОАО "ПортЖилСтрой", которое ведет строительство нового города.