Открыть свою дорожно-строительную компанию совсем не трудно. Нужно выложить на старт 180 тыс. рублей, поработать пару-тройку лет на субподряде у "монстров", отточить свое мастерство на придомовых территориях и складских терминалах и иногда мечтать о строительстве жилья.
После того как Сергей Котрус окончил строительный факультет ПГУПС и 3 месяца добивался должности в крупной компании, он понял, что хочет построить свой собственный бизнес. В 2008 году ему было 27 лет, заняв у друга 180 тыс. рублей, он открыл компанию "Северстрой". Деньги пошли на приобретение офисной техники, 120 тыс. рублей стоила лицензия на право оказывать строительные услуги.
"Деньги были потрачены зря, - вспоминает Сергей. - Через год строительные лицензии отменили, надо было платить 300 тыс. рублей - взнос в саморегулируемую организацию". В СРО, по словам Сергея, не вступить было нельзя: всем, кто работал без допусков СРО, грозил уголовный срок. Чтобы получить допуск, разрешающий проводить работы в строительстве, необходимо было содержать определенный штат специалистов для каждого направления деятельности. В итоге Сергею пришлось закрыть несколько направлений работы.
На первых порах для работы нескольких человек потребовалось приобрести лопаты, молотки, топоры, болгарки и рабочую одежду. Более серьезную технику - генераторы, мотопомпы и геодезические приборы - пришлось брать в аренду. На покупку оборудования в первые 3 месяца потратили около 500 тыс. рублей. Компания начала получать прибыль уже в течение первых 3 месяцев. Годовая выручка 2 года спустя составила 44 млн рублей, в 2011 году этот показатель достиг 76 млн рублей, по прогнозу на 2012 год, выручка составит 114 млн рублей. За 4 года работы компания проложила 15 км инженерных сетей, построила 80 тыс. м2 дорог и отремонтировала 12 зданий промышленного назначения. Так, в 2009 году "Северстрой" построил участок Западного скоростного диаметра в Петербурге. Сейчас в штате более 30 человек, в том числе 12 руководителей направлений и три прораба.
На фото: Сергей-компания "Северстрой" - строитель дорог в СПб и Ленобласти, в том числе участок ЗСД.Санкт-Петербург. Россия. Гонтарь Николай.
Строительство дорог - сезонный бизнес, поэтому "Северстрой" занимается также поставкой строительных материалов, прокладкой тепловых сетей, канализации и водопровода, работами по благоустройству территорий, генеральным подрядом.
Конкуренция на строительном рынке Петербурга и области большая: здесь работает около 2 тыс. компаний. Среди крупных игроков: компания "Дорстрой", российско-шведский концерн NCC и турецкая компания Renaissance Construction. Ситуацию на рынке осложняет и политика иностранных подрядчиков: турецкие и финские компании, по словам Сергея, дают заметно конкурентоспособные по городу цены. При этом существует тенденция, когда заказчики принципиально отдают предпочтение иностранным фирмам даже при условии неконкурентоспособных цен. Иностранные игроки в таком случае действуют по одной и той же схеме, отмечает Сергей, - нанимают российских подрядчиков. Здесь и может пригодиться компания Сергея Котруса.
Цель предпринимателя на ближайшие 5 лет - создать ресурсы, которые позволят начать строить жилье. Никита Фомичев, директор дирекции проектов "Новый зоопарк" ГК "Интарсия", считает, что для небольшой компании - дорожного строителя всегда есть много внутриквартальных дорог, складские терминалы. "Там можно оттачивать свое мастерство, - говорит Никита Фомичев, - и, насколько я знаю, "Северстрой" идет именно по такому пути. Сначала надо натренироваться на дорогах с меньшей степенью ответственности, чем магистрали". Эксперт отмечает, что в компании организованы все виды контроля, в том числе входной контроль материалов и промежуточный контроль во время производства. "Это довольно просто, но многие этого не делают, и именно отсюда возникает множество проблем", - говорит Никита Фомичев. Войти на рынок строительства жилой недвижимости можно, если начать с подряда на самые простые помещения и реконструкцию. Главное - подобрать грамотных людей в штат, говорят эксперты.