Острый дефицит молодых кадров в секторе ВПК вынудил промышленные производства создавать кафедры при вузах, чтобы готовить персонал специально для себя.
Для военно-промышленного комплекса (ВПК) характерны те же тенденции на рынке труда, что и в производстве в целом, говорят рекрутеры. "Существует дефицит инженерных кадров, приток молодых специалистов меньше, чем требуется отрасли, а основная доля интеллектуального капитала приходится на сотрудников пенсионного возраста", - говорят в Headhunter.
ВПК нуждается в обновлении стандартов подготовки специалистов в учебных заведениях. Правда, прежде всего необходимо улучшить имидж отрасли и связанных с ней профессий среди молодежи, полагают в Headhunter.
Многие технические вузы в Петербурге готовят кадры, пригодные для ВПК. Так, на базе факультета военного обучения Института точной механики и оптики (ИТМО) был создан Институт комплексного военного образования (ИКВО). Кафедра мониторинга и прогнозирования информационных угроз готовит выпускников, которые могут оценивать возможные последствия информационных атак в ракетно-космических системах, авиационной технике, подводных лодках и кораблях.
У
Санкт-Петербургского государственного политехнического университета
есть энергомашиностроительный факультет, который готовит специалистов по энергетическому и транспортному машиностроению. Факультет сотрудничает с Кировским заводом, заводом "Звезда", ОАО "Климов", ЦКТИ, ВНИИ "Трансмаш", ЛАЭС, ЗАО "РЭПХ", ОАО "Силовые машины".
Читайте также:
Менеджмент ВПК станет более эффективным
Некоторые НИИ обеспечивают подготовку кадров, открывая свои кафедры при вузах. Так, например, ХК "ЭГО-Холдинг" и СПб ГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича заключили договор о создании базовой кафедры "Комплексы и средства связи специального назначения". Цель совместной работы - подготовка специалистов для оборонного комплекса. Обучение будет проходить в университете и на предприятиях холдинга, поставляющих продукцию для Минобороны.
В ИТМО также есть базовая кафедра при ОКБ "Электроавтоматика", которая готовит специалистов по авиационной электронике, занимающихся разработкой пилотажных комплексов, бортовых вычислителей, информационно-управляющего поля кабины летчика.
"У ИТМО есть совместная кафедра с ОАО "ЛОМО", которому требуются оптотехники, механики, теплофизики, электротехники", - говорят в пресс-службе ИТМО. Кроме того, у института есть базовые кафедры при Государственном оптическом институте им. С.И. Вавилова, ОАО "Техприбор", ОАО "НПП "Радар ммс", НПП "Сигнал", ОАО "Ленполиграфмаш".
В петербургском представительстве Headhunter рассказали, что порталом пользуются многие предприятия ВПК - конструкторские бюро, научно-технические и исследовательские институты, предприятия машиностроительной, аэрокосмической отраслей, а также обслуживающие их предприятия. Самые популярные запросы таких компаний - инженеры, конструкторы, технологи, руководители производственных участков. По словам представителя компании Headhunter, средняя зарплата инженера на предприятии ВПК - 40 тыс. рублей в месяц.
Сами промышленники подтверждают активное сотрудничество с вузами. Так, ОАО "Звезда" для создания к середине 2015 года четырех разновидностей нового двигателя потребовались новые кадры, говорят в компании. "Звезда" привлекает на работу молодых специалистов-выпускников и поддерживает сотрудничество с такими вузами, как Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, Государственный морской технический университет, Институт машиностроения, Политехнический университет. На базе предприятия созданы кафедры этих вузов, а также организована практика студентов в различных службах и отделах компании и производственная практика учащихся Невского машиностроительного техникума.
"Мы работаем со студентами Санкт-Петербургского политехнического университета, но, к сожалению, петербургские студенты, которые доходят до последних курсов, далеко не всегда готовы идти на производство, включая кабельные заводы", - сетует Михаил Повозников, директор по персоналу группы "Севкабель". По его словам, больших сложностей с поиском административного персонала не возникает.
"Другая ситуация с производственно-технологическим персоналом - инженерами, рабочими. В городе присутствует большое количество производственных компаний. Рынок труда конкурентный", - говорит он. У "Севкабеля" есть договор о научно-техническом сотрудничестве в области кабельной техники с Национальным исследовательским томским политехническим университетом, поясняет Михаил Повозников.