Шувалов обещал не поднимать налоги на протяжении всего третьего срока Путина

Автор фото: итар-тасс

Игорь Шувалов пообещал, что в течение 6 лет — на протяжении всего президентского срока Владимира Путина — налоги подниматься не будут. Кроме того, правительству предстоит выбрать между НДС и налогом с продаж. Эксперты единогласно голосуют за первый вариант и довольны "консервацией налогов".

Вице-премьер Игорь Шувалов в ходе "Дня России 2012" пообщался с иностранными инвесторами и попытался в очередной раз привлечь иностранный капитал в Россию. Суммарный объем средств двух десятков приглашенных на встречу составляет более $6 трлн. Шувалов постарался привлечь внимание иностранных вкладчиков в первую очередь налоговым аспектом.
"Мы попытаемся выдержать подход, при котором в течение шести лет нынешнего срока президента все основные налоговые решения приняты. Все, что мы будем принимать, должно облегчать участь налогоплательщика в ближайшее время", — пообещал вице-премьер.
Аналогичные заявления уже делались 21 июня главой Минфина Антоном Силуановым — он также обещал, что в течение ближайших пяти лет налоги будут только снижаться. Однако майские заявления чиновника были более осторожными — он предупреждал, что ослаблять налоговую нагрузку на экономику еще рано, необходимо увязать эти шаги с сокращением бюджетных расходов.
Высказывался на налоговую тематику и президент — Владимир Путин в июне составил целое "Бюджетное послание", которое касалось как раз темы госрасходов, налоговой политики и бюджетных проблем. В нем президент пообещал, что налоги для несырьевых секторов экономики повышаться не будут. Изменения ставкок, которые приняты в 2012 году, по мнению Путина, должны быть последними на ближайшие 5–6 лет.
"Налоговая система Российской Федерации должна быть конкурентоспособна по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций в национальные экономики. Процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков", — заботится президент о благоприятном инвестиционном климате в России.
По данным Минфина, на 2011 год налоговая нагрузка на страну с учетом нефтегазовых доходов составила 35,6%. Впрочем, цифры ведомства расходятся с оценкой вице-премьера Аркадия Дворковича, который говорил о 40% от объема ВВП. Эксперты положительно оценивают решение правительства "законсервировать налоги", но предвидят для него нелегкий выбор.
"У государства сейчас останется два варианта: сокращение расходов или увеличение заимствований для сохранения бездефицитного бюджета. Впрочем, рост внутреннего и внешнего долга все же нежелателен, поэтому я не думаю, что этот вариант всерьез обсуждается. Но само по себе решение не утяжелять налоговое бремя российской экономики в ближайшем будущем — достаточно логично и правильно", — считает Владимир Брагин, директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК "Альфа-Капитал".
В то же время эксперты отмечают, что Игорь Шувалов делает такие положительные заявления "авансом". Старший аналитик "Капиталъ управление активами" Виктор Марков предупреждает о том, что правительство сейчас ориентируется на стабильный вариант развития событий, несмотря на тревожные заявления Дмитрия Медведева о "предгрозовом состоянии российской экономики".
"То, что налоги снизятся — это положительно будет отражаться и на деловом климате, и на бизнесе, это очевидно. Но это могут сделать, только если будет позволять ситуация — если внешняя конъюнктура не будет меняться, а цены на нефть не будут снижаться. Но если ситуация резко изменится, как в 2008 году, когда цены на нефть упали очень существенно, то никто не будет придерживаться такого курса", — предостерегает аналитик.
Игорь Шувалов также пообещал инвесторам, что вскоре обсудит с Дмитрием Медведевым совершенствование налоговой системы. В частности, правительству предстоит выбрать, "что лучше: налог с продаж или налог на добавленную стоимость". Эксперты однозначно выступают за НДС. Налог с прибыли учитывает международную практику и взымается с реальных результатов производства.