В понедельник, 3 июня, отмечается Всемирный день велосипеда. Велосипед никогда не догонит автомобиль. По крайней мере — в Петербурге. По крайней мере — по подсчётам "ДП". Но у велосипеда нет цели. У него свой путь.
В нашем городе — 150 км велосипедных маршрутов (по состоянию на конец 2023 года). Протяжённость их увеличивается, но, похоже, как–то не слишком активно. Если в 2019 году проложили 15,5 км веломаршрутов, то в 2023–м — только 6,3. Если брать данные за последние 4 года, в каждый последующий год прокладывали в среднем на 20% меньше маршрутов, чем в предыдущий. В среднем с 2019 года строили по 9,9 км в год.
В то же время автомобильные дороги строились более активно. Протяжённость улично–дорожной сети (тоже на конец 2023–го) — 3522 км. В 2019 году построили 10,4 км дорог, а в 2023–м — 15,9. Только в 2021 году был провал, в остальные же годы строилось больше дорог, чем в предыдущие. По усреднённым данным за 4 года, темпы нарастали на 15% в год. В среднем с 2019 года строили по 12,1 км дорог в год.
Таким образом, на вопрос, когда веломаршруты покроют весь Петербург, вероятно, не смог бы ответить даже Зенон Элейский. Ведь это притча не о том, когда Ахиллес догонит черепаху, а о том, когда черепаха догонит Ахиллеса. Но можно подсчитать, когда имеющуюся на сегодня УДС удастся покрыть веломаршрутами. При приросте веломаршрутов на 9,9 км в год это произойдёт через 340 лет, то есть в 2364 году (к 661–й годовщине Петербурга).
Впрочем, жизнь сложнее, чем любая математическая модель. А велосипед имеет важное символическое значение. Как отмечали ранее в Смольном, этот вид транспорта как будто бы изобрели в России (а значит, выходит, это наше, национальное). Как сообщали в комитете по развитию транспортной инфраструктуры, по преданию, первый в мире двухколёсный велосипед изобрёл уроженец Прикамской земли Ефим Артамонов. Он совершил на нём путешествие от Урала до Петербурга, прибыв на коронацию Александра I в 1801 году.
Можно было бы сказать, что Ефиму Артамонову нечего было терять, кроме своих цепей, но, судя по всему, у него был не велосипед с цепью, а беговел. Интернет–энциклопедия уточняет, что за своё изобретение крепостному крестьянину, по легенде, дали вольную. Пожалуй, ради таких вещей и стоит изобретать велосипед и на нём ездить.