Кремль озаботился оценкой эффективности федеральных и региональных чиновников. Среди главных критериев - "улучшение предпринимательского климата в сфере строительства". Dp.ru проанализировал, кто и как работает в городских комитетах строительного блока правительства, сколько чиновники получают, и на что тратят бюджетные деньги.
На днях
Владимир Путин подписал указ об оценке эффективности деятельности федеральных и региональных чиновников. Отдельной строкой в перечне всего из девяти пунктов значится такой критерий, как "улучшение предпринимательского климата в сфере строительства". Именно с этим в Петербурге при губернаторе Георгии Полтавченко возникли самые большие проблемы.
Инициатором пересмотра системы оценки эффективности работы чиновников по созданию благоприятных условий для предпринимательства в начале этого года выступил вице-премьер Дмитрий Козак. Он предложил сократить список критериев, по которым оценивается экономическое состояние региона и качество работы губернаторов, с 300 до 10 пунктов.
Одним из поводов к упрощению системы послужил возврат страны к практике прямых губернаторских выборов. Это потребовало более четких критериев, чтобы Кремль мог точно оценить шансы того или иного действующего регионального главы на успех.
Сами петербургские чиновники высоко ценят качество своей работы. По данным Росстата, средняя зарплата в органах исполнительной власти Петербурга (включая районные администрации) за I квартал 2012 года превысила 64 тыс. рублей. Это больше, чем в московской мэрии. Средний заработок чиновников Смольного, штат которого - 6700 человек, еще выше.
В число комитетов, с которыми участники строительного сектора сталкиваются в ходе реализации проектов, входят комитет по строительству, КУГИ, КГА, КГИОП, комитет по инвестициям и стратегическим проектам, комитет по земельным ресурсам.
В комитете по строительству, с которым больше всего взаимодействуют инвесторы, трудится 128 сотрудников. К этому нужно добавить сотрудников трех подведомственных учреждений комитета по строительству, которые осуществляют функции госзаказчика: около 50 человек в "УКС Реставрация", более 350 человек в Фонде капитального строительства и реконструкции и более 100 человек - в СПб ГБУ "Управление инвестиций". КУГИ дает работу почти 500 сотрудникам, в комитете по земельным ресурсам трудится более 200 человек.
Всего в комитетах Смольного, которые курируют стройиндустрию и инвестиции в эту сферу, трудится более 2 тыс. сотрудников. Только на зарплату всего этого аппарата уходит более 1,5 млрд рублей, не говоря уже о расходах на его содержание.
Что же касается такого показателя эффективности работы, как "улучшение предпринимательского климата", то действующие чиновники Смольного крайне неохотно рассуждают на эту тему. Комментариев удалось добиться только от бывшего члена правительства Петербурга Евгения Елина, который ныне трудится на должности вице-губернатора соседней Ленобласти.
Евгений Елин главным признаком улучшения предпринимательского климата в сфере строительства считает снижение административных барьеров. По его мнению, инвестор должен понимать, в какие сроки и по какой процедуре получит подключение к сетям, разрешение на строительство.
"Инвестор должен понимать, что если он построит жилье, то и власти исполнят свои обязательства: вокруг будут детские сады, поликлиники. Работа чиновников состоит в том, чтобы обеспечивать эти условия", - рассуждает бывший чиновник Смольного.
Тем временем в Смольном лежат 230 неутвержденных проектов планировки и межевания территорий. "Проблемы возникают с получением градостроительных планов, - признает вице-президент по правовым вопросам АО "ЮИТ Ракеннус" Федор Цуринов. - И здесь не нужно создавать новых нормативных актов - нужно работать над тем, чтобы чиновники на местах выполняли свои функции, а не перекладывали ответственность на плечи частных застройщиков".
Генеральный директор
"Главстроя-СПб" Сергей Ветлугин говорит, что девелоперам не хватает четкой стратегии развития города и обновленного генплана: "Нам нужна конкретика: как город будет развиваться, в чем он заинтересован и какие механизмы будут действовать на его территории".
Инвесторы сетуют на то, что город не может выстроить механизм взаимодействия с бизнесом. Показательна история со строительством стадиона "Зенит-Арена" на Крестовском, которое финансируется из бюджета. Подрядчик, компания "Трансстрой", принадлежащая Олегу Дерипаске, сошла с дистанции. Чиновники Смольного обвинили подрядчика в невыполнении обязательств. Однако представители "Трансстроя" говорят, что в паузе виноваты чиновники, которые не спешили утверждать строительную документацию.
Многие инвесторы выступать открыто не рискуют, чтобы не ссориться с властью, но в кулуарах высказывают свое недовольство. "В 2004 году вышло постановление правительства, где было прописано, какие районы и как будут застраиваться до 2011 года, - заявил "ДП" на условиях анонимности представитель крупной строительной компании. - На дворе 2012-й, а где и что мы будем строить и когда наконец мы доработаем генплан, непонятно. Судя по заявленной цифре, наш город через пару лет увеличится на треть или рядом с ним вырастет еще пара спутников".
По словам представителя НИПЦ Генерального плана Санкт-Петербурга, все проекты планировки и межевания территорий были доработаны и переданы в КГА, откуда они должны были попасть в Смольный. Однако, какова теперь их судьба, неизвестно.
При этом председатель городского комитета по строительству Вячеслав Семененко настроен весьма оптимистично. По его словам, в текущем году его ведомство уже утвердило проектов планировок на 40 млн м2. Цифра впечатляющая, учитывая, что весь жилой фонд Петербурга за 300 лет составляет 112 млн м2.
"Цифра 40 млн не должна вводить в заблуждение, - говорит Игорь Лучков, председатель комитета по оценке Гильдии управляющих и девелоперов. - Фактически этот объем размазан на 5-10 лет и львиную долю составляет масса "неживых" и "полуживых" проектов".
В 2012 году город вряд ли почувствует снижение темпов сдачи жилья. "Ситуация на рынке довольно ровная, - считают в комитете по строительству. - Никаких простоев на строительных площадках нет. Слабые застройщики переуступили земельные участки тем, кто строит быстро. К 1 сентября 2012 года в Санкт-Петербурге построено 1,3 млн м2 жилья. Показатель за аналогичный период прошлого года составил 1,2 млн м2".
По официальным данным, к концу года ввод нового жилья должен быть на уровне 2,7 млн м2, то есть не меньше, чем в 2011 году. Чиновники обещают, что на социальные нужды бюджета хватит. "Думаю, восполнить дефицит в квадратных метрах жилья мы можем при вводе около 3 млн м2 в год. При этом порядка 500 тыс. м2 - потребности бюджета. Плюс федеральные программы, например обеспечение жильем военнослужащих - тоже по 500 тыс. "квадратов" в год. Квартирный вопрос можно решить и так", - уверен Вячеслав Семененко.
Неясная ситуация в сфере строительства приводит к тому, что крупные проекты уходят из города. Те объекты, которые вводятся в городе сейчас, были согласованы несколько лет назад.
По прогнозам
НП "Объединение строителей СПб", падение налоговых поступлений от строительной отрасли в бюджет города может составить 25%. При том, что бюджет Петербурга на 2012 год и так обещает быть дефицитным из-за оттока крупных налогоплательщиков.
По данным спикера городского парламента Вячеслава Макарова, разница в расходной и доходной частях должна составить 52 млрд рублей.
"Ситуация управляемого хаоса характерна для периода смены власти. Но хотелось бы, чтобы этот период не затягивался слишком долго; иначе, когда мы наконец выработаем новые правила игры, все игроки уже разбегутся с поля", - предостерегает Игорь Лучков.
“
Нужно максимально упростить и автоматизировать все процедуры, чтобы свести эффект "договорился - не договорился" к минимуму. А если инвестиционные проекты прошли все необходимые экспертизы, этапы согласования и утверждены правительством Петербурга, то условия их реализации должны неукоснительно соблюдаться. Печальный пример обратного подхода - история с нашим инвестиционным проектом по Апраксину двору. По инициативе городских властей концепция работы менялась трижды!
Сергей Ветлугин
генеральный директор "Главстроя-СПб"
“
Раньше для оценки работы применялись сотни показателей, которые были непродуманны и противоречивы. Сейчас перешли к интегральным показателям, обозначив приоритеты. Сомнений в том, что это будет активно использоваться для оценки работы чиновников, не возникает.
Доклад субъекта Федерации будет рассматриваться на самом высоком уровне. А в Бюджетном послании президента ставится вопрос о переходе к эффективному контракту. Задача ставится увязать материальное вознаграждение чиновников с результатами их работы. Это международная практика.
Евгений Елин
вице-губернатор Ленинградской области
По пессимистичным прогнозам, ввод жилья в Северной столице в 2013-2014 годах может упасть до 1,5 млн м2. Когда город ощутит дефицит объектов недвижимости, цены могут пойти вверх. Больше всего опасений в сложившейся ситуации эксперты связывают с вводом социального жилья. Ситуацию со школами и детскими садами уже сейчас некоторые эксперты называют катастрофической - не сдана половина детских садов.
Зато вице-губернатор Ленобласти Евгений Елин в ситуации, которая сложилась в Петербурге, видит перспективы для развития соседних регионов. "Я как чиновник не могу непосредственно притащить миллиард долларов инвестиций, но я могу создать инвестиционно привлекательную среду, и критерием моей оценки является то, что инвестор поверил мне и пошел сюда, - говорит Евгений Елин. - Если он пошел в соседний регион - значит, я плохо работаю".
Отметим, что строители уже вовсю осваивают примыкающие к Петербургу земли Ленобласти. Если новый глава соседнего региона Александр Дрозденко будет достаточно лоялен к новым застройщикам, объемы строительства по ту сторону кольцевой запросто могут превысить петербургские.