Спрос на светодиодное освещение в Петербурге растет во всех сегментах потребления. К 2015 году доля диодов может возрасти до 25% от общего числа источников света.
Светодиодное освещение (LED) стало развиваться 20 лет назад, и сейчас его доля среди других источников света составляет 8-10%. "По данным исследования Philips, к 2015 году на светоизлучающих диодах будет основано 50% всего освещения в мире, к 2020-му - более 75%", - отмечает Андре Рихтер, генеральный директор компании "Филипс и Оптоган". Прогнозы сторонних аналитиков скромнее - 25% к 2015 году.
Объем рынка диодного освещения в мире оценивается в $30 млрд, в России - в $180 млн. Среди преимуществ светодиодов называют сокращение затрат на эксплуатацию и энергию, долговечность, безопасность и компактность. Главным недостатком по-прежнему остается высокая цена.
"В среднем, диодные светильники в 3-4 раза дороже аналогичных с традиционными источниками света. Так, светильник на люминесцентной лампе будет стоить 6 тыс. рублей, то на светодиодах - 20 тыс. Поэтому заказчики часто не утверждают столь высокие сметы. Основное предпочтение остается за люминесцентными, газоразрядными, металлогалогенными и натриевыми лампами", - рассказывает Юрий Карпенко, директор ЗАО "СТП Сарос", отмечая, что спрос на светодиоды будет зависеть от того, смогут ли производители каждый год снижать цены и при этом увеличивать эффективность продукции.
Российским производителям светодиодов сложно конкурировать с иностранцами. Крупные мировые компании Siemens, Royal Philips Electronics, Nichia Chemica, CREE, Seoul Semiconductor, Osram активно присутствуют на российском рынке.
В России светодиоды производят две компании, и обе они ведут производство в Петербурге - это "Оптоган" (владельцы ОНЭКСИМ Михаила Прохорова и РОСНАНО) и "Светлана-Оптоэлектроника" (крупнейший акционер ГК "Ростехнологии").
"Оптоган" открыл производство в 2011 году и выпускает порядка 15 млн светодиодов в месяц (при мощности 30 млн единиц), из которых в Петербурге реализуется не более 5%. К 2013 году компания планирует утроить объемы производства до 45 млн светодиодов в месяц. На мощностях "Оптогана" также производятся наружные светильники для улиц и дорог под брендом "Филипс и Оптоган". Для этого в апреле 2012 года создано совместное предприятие, где 51% принадлежит Philips.
Завод "Светлана-Оптоэлектроника" самостоятельно производит и светодиоды, и светильники. Объем производства завода составляет 3 млн светодиодов в месяц, в будущем компания планирует расширить производственные мощности до 10 млн светодиодов в месяц.
По оценке "Светлана-Оптоэлектроника", рост спроса на светодиодную продукцию составляет в среднем 20-30% в год. "Оптоган", в свою очередь, говорит о росте рынка диодного освещения на 40% в год, отмечая, что осветительный сегмент растет наибольшими темпами. В основном освещение на диодах востребовано промышленными предприятиями, административно-офисным и коммерческим секторами. "Это объясняется тем, что деятельность этих секторов рассчитана на перспективу, затраты на освещение закладываются в долгосрочные проекты и влияют на прибыль", - отмечает Алексей Мохнаткин, гендиректор ЗАО "Светлана-Оптоэлектроника".
Так, проект по переходу на светодиоды начало ОАО "РЖД", установив диодное освещение на 100 железнодорожных станциях, в том числе в Петербурге. Пилотные программы диодного освещения реализованы на станциях петербургского метро.
Сложнее всего производителям завоевать сердца обычных потребителей, хотя в бытовом сегменте спрос на диодные светильники тоже растет. "По сравнению с прошлым годом количество запросов по диодным светильникам и интерес к ним выросли в разы. Сегодня все чаще клиенты приобретают именно диодные светильники или диодные лампы к обычным светильникам, и цена их не останавливает", - заверяет Ренато Фаббиан, владелец компании Fabbian Illuminazione, которая специализируется на разработке осветительных систем для дома.
Однако в целом участники рынка признают, что в рознице диодные светильники пока не столь популярны. "В понимании потребителя на бытовом уровне выгоды LED-технологий не столь очевидны из-за отсутствия четкого понимания их преимуществ, текущей высокой стоимости на светодиодные лампы и несовершенства каналов дистрибуции, которые также добавляют к конечной стоимости бытовых ламп", - сетует Алексей Ковш, исполнительный вице-президент компании "Оптоган". Несмотря на это, в компании планируют, что к концу 2013 года сегмент бытового светодиодного освещения займет около 10-15% их портфеля.
В России рынок светодиодов начал расти не без помощи государства, после принятия в 2009 году закона "Об энергоэффективности". В 2010 году в Петербурге приняли программу повышения энергоэффективности в системе наружного освещения, на которую до 2015 года предполагается затратить 486,3 млн рублей. В том числе на установку диодных уличных светильников потратят 354 млн рублей. Окупится программа, по расчетам властей, за 6 лет. По другой программе до 2020 года планируется оборудовать 123 сада, парка и сквера исключительно светодиодными светильниками.
Кроме того, обычные лампы меняют на светодиодные в светофорах. В 2012 году запланировано таким образом обновить 75 объектов. По подсчетам комитета по транспортно-транзитной политике, такая замена позволит городу экономить 26,4 тыс. рублей с одного светофора в год. На улицах светодиоды также используются для дорожных знаков, первый такой знак был установлен в 2012 году, а к концу года планируется установить еще 34 объекта.