Петербургский автомобильный рынок снижает темпы роста и, по мнению экспертов, не достигнет докризисных показателей по итогам 2012 года. Генеральный директор автохолдинга "РРТ" Олег Барабанов описывает свой сценарий развития рынка и перспективы отдельных брендов, а также говорит о взаимоотношениях с "Лаурой".
Темпы роста петербургского авторынка замедляются. По вашим оценкам, сколько будет продано машин по итогам 2012 года?
- Прежде чем говорить о Петербурге, стоит сказать о стране в целом. В прошлом году в России было продано 2,65 млн автомобилей. В этом году мы прогнозируем продажи на уровне 2,9 млн. По итогам 8 месяцев рынок идет с опережением прошлогодних показателей на 14%. Годовой прирост составит около 10%. Некоторое замедление темпов роста связано не с уменьшением абсолютных значений, а с высокими показателями III и IV кварталов прошлого года.
Что касается Петербурга, то сейчас повторяется ситуация 2008 года - растет доля регионов среди покупателей. Раньше региональные дилеры были вынуждены перекупать машины в Москве. Столица показывала хорошую динамику, но на самом деле 25% продаж уходило в регион. В Петербурге эта цифра была около 10-15%. Сейчас ситуация стабилизировалась: машины, проданные в Петербурге, остаются здесь.
По нашим оценкам, в Петербурге по итогам года будет продано 200-210 тыс. автомобилей. Но многое будет зависеть от IV квартала, когда к дилерам поступят автомобили.
Читайте также:
Инновации и стратегии развития от РРТ
На фото: генеральный директор компании RRT Барабанов Олег.
Какие планы у
РРТ
по продажам на конец года?
- Сейчас мы уже не стремимся увеличить долю на рынке Петербурга. Теоретически мы можем все свои объемы перенести в Петербург и занять здесь 10%, но это неинтересно с точки зрения маржинальности. Мы стараемся увозить машины в регионы, потому что там у нас нет ценовой конкуренции и можно больше заработать.
Загадывать по продажам сейчас довольно сложно из-за ситуации с Subaru. В структуре бизнеса этот бренд занимает 25%. С июня вместо 1 тыс. нам привезли 50 машин impreza xv. Проблема в том, что Subaru сделала ошибку в логистике, отказавшись от паромов в пользу поездов. В результате машины стоят во Владивостоке, потому что нет специальных вагонов для транспортировки. Но, если судить по контрактам, мы продадим 28-29 тыс. машин по итогам года.
То есть падение продаж Subaru связано только с проблемами логистики?
- Да. Если бы не проблемы с транспортировкой, Subaru спокойно продала бы 20 тыс. машин. Учитывая, что в прошлом году было продано 12 тыс., прирост был бы колоссальный. Но сегодня ясно, что по итогам года будет с трудом реализовано 16 тыс. машин. Ведь машины приедут в конце года. Получается, что в 2013 году мы будем продавать машины 2012 года. Здесь многое будет зависеть от маркетинга Subaru, от того, пойдут ли они на скидки.
У Honda тоже не лучшие времена…
- Honda идет на 20-22 тыс. по итогам года. Они готовят программу скидок, но это действительно тяжелый год для бренда. Во-первых, для российского рынка это связано с переводом производства на американские заводы. Во-вторых, сейчас уже анонсирован выход новой модели C-RV, поэтому распродать старые машины будет довольно сложно.
Но следующий год будет более удачным. По нашим прогнозам, в 2013 году будет продано 30-40 тыс. Honda.
Как вы оцениваете перспективы Hyundai? Есть ли в ближайшем будущем необходимость второй очереди петербургского завода?
- Весной этого года руководство Hyundai рассматривало возможность строительства второй очереди завода, но это не обсуждалось публично.
Впрочем, сегодня у нас есть информация, что компанией принято глобальное решение не производить более 7 млн авто в мире. В этом свете строительство второго завода в Петербурге неактуально.
На горизонте до 2018 года Hyundai видит российский рынок на уровне 4 млн машин в год. Компания понимает, что постепенно будет терять долю рынка, но не видит в этом трагедии. Сейчас у Hyundai стремление максимизировать прибыль. Заводу выгодно производить машины более дорогой комплектации. Как следствие, упали продажи, потому что российский клиент стремится купить за меньшие деньги больше железа, в то время как европейский покупатель предпочтет приобрести машину менее дорогого сегмента, но в лучшей комплектации.
Планируете ли вы в перспективе отказаться от каких-то брендов?
- Мы отказались от идеи работать с Ford, потому что не договорились о месте локации дилерского центра. Нам хотелось, чтобы он был в Петербурге. Также нас смущало, что у "Соллерс", которая вошла в состав Ford, есть своя торговая компания. Не до конца верится в справедливое распределение квот. В связи с этим мы вынуждены были продать практически построенное здание дилерского центра в нашей автодеревне в Казани группе "Аларм-Соллерс". Сейчас нам интересно наращивать бренды, которые у нас уже хорошо развиты, - это в первую очередь GM и Nissan. Если поступит предложение продать менее развитые бренды, мы его рассмотрим.
Появилась информация, что вы рассматриваете возможность дилерства Harley-Davidson. Намеренно идете по пятам "Лауры"?
- Все почему-то считают, что мы делаем все ради того, чтобы поддеть "Лауру". Это не так. Английское представительство Harley-Davidson уже 2 года ищет второго партнера в Петербург. Полтора месяца назад в рамках работы тендерной комиссии у нас была встреча с представителем компании. Мы предложили несколько вариантов. Во-первых, мы можем выделить под мотоциклы второй этаж в дилерском центре на Пулковском шоссе. Как второй вариант мы можем построить центр для мотоциклов в автодеревне на Парнасе. Не исключено, что мы договоримся с Honda о продаже там же их мотоциклов.
На каком этапе реализация проекта автодеревни на Парнасе?
- Мы закончили изыскательские работы, идет процесс проектирования, запрашиваем техусловия на подключение. Это работа, которую не видно, но она занимает много времени в России.
Я надеюсь, что в начале 2014 года мы начнем строить первые два здания и в конце года они заработают. Первыми брендами, которые будут продаваться в автодеревне, будут Honda, грузовые Mann и Hyundai и, скорее всего, Nissan. Но сроки по Nissan могут быть скорректированы. "Автопродикс" строит салон Nissan на пр. Руставели, и по внутреннему соглашению мы должны открыться с разницей в год. Если они будут отставать по темпам строительства, мы тоже перенесем сроки.
GM в автодеревне появится в 2015 году. Сегодня северная часть города перегружена этим брендом. Там уже есть центры: "Лауры" на Выборгском шоссе, "Автомира" на пр. Науки и "Атлант М" на пр. Энергетиков.
Наш центр ориентирован в большей степени на жителей строящегося микрорайона "Северная долина", поэтому логично запустить его не раньше 2015 года. К этому же времени вступит в строй трасса - дублер Приозерского шоссе с выходом на пр. Энгельса, и центр сможет работать на внегородские территории.
Инвестиции в строительство автодеревни на Парнасе составят около миллиарда рублей.
Какой объем инвестиций будет направлен на строительство дилерских центров в этом году?
- В этом году мы инвестируем 1,2 млрд рублей. В следующем уложимся в 200 млн рублей. Традиционно 70% - заемные средства и 30% - собственные.
На какую выручку рассчитываете по итогам года?
- В прошлом году выручка составила 22,67 млрд рублей. В этому году, по нашим прогнозам, достигнет 27 млрд рублей. Однако многое зависит от разрешения ситуации с Subaru. Если мы продадим запланированное количество автомобилей этого бренда, к выручке добавится 1,5-2 млрд рублей.
Поступают ли вам предложения о продаже компании?
- Постоянно. Многие из них вызывают смех. Например, московские компании предлагают продать несколько наиболее успешных дилерских центров в Петербурге. Мы от таких предложений само собой отказываемся. Но на переговоры выходят также зарубежные фонды. Они сегодня оценивают бизнес РРТ в 13-15 млрд рублей.
Чем закончились переговоры о покупке пермской группы "Уралавтоимпорт"?
- Ничем. Сбербанк предлагал профинансировать эту сделку, но мы не смогли договориться с продавцом о цене. Мы были готовы купить компанию за 1,3 млрд рублей, но продавец настаивал на 1,5 млрд рублей. Сбербанк не хотел идти на дополнительные расходы. В такой ситуации для нас выгоднее было отказаться от сделки.
В середине прошлого года вы говорили о том, что стали единственным собственником РРТ, но в ЕГРЮЛ по состоянию на август этого года в акционерах ЗАО "Автохолдинг РРТ" остаются Сергей Пушкин, Александр Плохих и Андрей Ивойлов. Состав акционеров не менялся?
- Эти данные устарели. У меня осталось два партнера. Андрею Ивойлову принадлежит 7% и Екатерине Сухачевой - 9%. Александр Плохих вышел из состава акционеров 2 года назад, Сергей Пушкин - год назад.
Биография
Олег Барабанов родился 16 марта 1968 года в Ленинграде. В 1991 году окончил Инженерно-строительный институт по специальности "инженер по автомобильному транспорту". В 1996 году поступил в Московский институт безопасности бизнеса. В 1997 году получил второе высшее юридическое образование по специальности "руководитель службы безопасности". Стаж работы в автомобильном бизнесе - 23 года. В 2007 году назначен генеральным директором ООО "Автохолдинг РРТ".