Правительство начнет борьбу с торрент-трекерами, через которые в страну попадает пиратский контент на $400 млн в год. Членство в ВТО обязывает Россию присоединиться к сражению за защиту авторских прав. Эксперты считают борьбу с ресурсами типа Rutracker.org бессмысленной.
Минэкономразвития
оповестило правительство о своих планах по обеспечению безопасного интернета в России. Главной задачей признана борьба с торрент-трекерами, через которые по стране расползается нелегальный контент. "В области обеспечения безопасного интернета" правительство собирается до 2018 года сделать все возможное для защиты авторских прав. Среди других основных целей — борьба с детской порнографией, киберпреступлениями и незаконным распространением персональных данных.
Такие грандиозные планы Россия обрела после вступления во Всемирную торговую организацию. Включение страны в ВТО стало возможным в том числе и после соглашения о том, что она включится в общую борьбу с распространением пиратского контента. Торрент-трекеры — ресурсы, позволяющие безвозмездно и с приличной скоростью обмениваться любым контентом — тут же стали привлекать пристальное внимание властей.
Самый "массивный" файлообменник такого плана в России — Rutracker.org, воскресший из пепла torrents.ru. Последний был закрыт в феврале 2010 года — там были найдены ссылки на пиратские копии продукции 1С и Autodesk. По статистике TNS, Rutracker.org входит в двадцатку самых посещаемых ресурсов рунета, а его ежедневная аудитория — 1,2 млн уникальных пользователей.
В мире с торрент-трекерами сражаются уже давно и временами даже успешно. Российский успех пока ограничен только torrents.ru, в США запрещен Megaupload, на Украине запрещено пользоваться файлообменником Demonoid. Торжеством борцов за авторские права можно считать судебный процесс с участием крупнейшего в мире торрент-трекера The Pirate Bay. В 2009 году шведский суд приговорил администраторов ресурса к году тюрьмы и $4,57 млн штрафа. Впрочем, The Pirate Bay успешно продолжает работу с другими руководителями.
"Меры для борьбы с торрент-трекерами предпринимать, конечно, можно — Napster, например, закрыли, создателей The Pirate Bay посадили. Но закрытие одного ресурса приводит лишь к созданию новых. Суть торрента в том, что файлами обмениваются люди со своих компьютеров, а торрент лишь помогает им друг друга найти. Людям абсолютно не важно, где находится сервер самого трекера — хоть на Мадагаскаре, скорость передачи обеспечивается за счет того, что они сами находятся в одной стране", — отмечает Антон Носик, медиадиректор компании "SUP Media".
Эксперты сходятся на том, что запретительные меры будут по большей части неэффективными. Перспективней будет разработать такую систему оплаты, при которой потребитель сам будет заинтересован в приобретении лицензионной версии продукта.
"Бороться с такими сайтами бесполезно, лучше сделать привлекательной именно покупку товара. В частности, нужно снижать цену — человек не понимает, почему он должен платить по 300-500 рублей за диск с фильмом, вот так и получается, что в фильмотеке Rutracker.org более 50% фильмов — пиратский контент. Если бы диск стоил, к примеру, 100 рублей, и там были бы какие-то уникальные бонусы — это уже было бы интересней для потребителя", — говорит Денис Кусков, генеральный директор TelecomDaily.
Россия в принципе далеко не самая законопослушная страна в плане защиты интеллектуальной собственности. По данным Международного союза по защите интеллектуальной собственности, в 2011 году Россия оказалась на четвертом месте в мире по количеству скачивания нелегального контента через торренты. По подсчетам Internet Copyright Management, российские правообладатели из-за прогрессирующего пиратства своих соотечественников недополучают как минимум 400 млн евро в год.
"Вообще пока нет никаких адекватных, эффективных идей по борьбе с этим — такие ресурсы очень быстро плодятся. Можно, конечно, действовать на уровне провайдеров — но они вообще не заинтересованы в каких-то шагах в эту сторону, провайдеры и правообладатели — совсем разные люди. Можно, конечно, добавлять торрент-трекеры в знаменитый "черный список", но этим проблему не решить", — сетует Илья Арченков, аналитик "Инвесткафе".