13:5819 ноября 201213:58
153просмотров
13:5819 ноября 2012
С 2005 года компании выдавали, по сути, беспроцентные кредиты "Ленэнерго" в виде платы за технологическое присоединение. Тысячи фирм платили монополисту десятки и сотни тысяч, а то и миллионы рублей, и потом как милости годами ждали присоединения. В итоге "Ленэнерго" задолжало своим клиентам 13 млрд рублей, и раньше 2016 года погасить эту сумму не сумеет. Если следовать логике руководства компании, виноват в этой ситуации никто иной как Анатолий Чубайс.
Генеральный директор "Ленэнерго" Андрей Сорочинский, в понедельник заявил, что к 2016 году задолженность по подключению будет полностью устранена и компания выйдет "на текущее выполнение обязательств по техприсоединению".
Объясняя причины, по которым образовалась такая гигантская задолженность, Андрей Сорочинский заявил, что просроченные обязательства по технологическому присоединению возникли из-за разделения "Ленэнерго" по видам деятельности в 2005 году. Тогда, следуя логике реформы РАО "ЕЭС России", которое возглавлял Анатолий Чубайс, ОАО "Ленэнерго" было разделено на сетевую (сохранила прежнее название), генерирующую ("ТГК-1") и сбытовую ("Петербургская сбытовая компания").
Именно с того срока - с 2005 года "Ленэнерго" начало сбор платы за технологическое присоединение. Дело в том, что до этого времени в городе образовалась огромная очередь из компаний, желающих получить доступ к электросетям. Дело доходило до того, что почти вводимые в эксплуатацию жилые дома были подключены по т.н. называемой временной схеме. Менее приоритетные потребители вообще с трудом могли надеяться на подключение - очередь на строительство новой подстанции в их районе могла наступить через добрый десяток лет.
Энергетики объясняли такую ситуацию плохим состянием изношенной инфраструктуры и недостатком свободных энергомощностей. Ввод платы за присоединение, по замыслу авторов этой идеи, должен был дать "Ленэнерго" необходимую сумму на строительство подстанций именно в тех районах, где находились компании, вносившие требуемую плату.
Однако уже вскоре выяснилось, что эта система не работает. Внесение платы не гарантировало подключения даже в обозримом будущем. Дело в том, что после внесения платы за присоединение потенциальные потребители должны были получать от энергетиков т.н. технические условия - точное описание энергетического оборудования, которое должно быть смонтировано на объектах заказчиков. Чтобы смонтировать это принимающее оборудование нужно было составлять новый проект - зачастую сильно отличавшийся от того, что было написано в уже имеющихся у фирм проектах. Те, кто соглашался на дорогостоящее изменение в проекте, которое обходилось порой даже дороже, чем плата за присоединение, нередко сталкивался с другой проблемой. Дело в том, что за время выполнения заданий "Ленэнерго" запросто могли поменяться стандарты и требования надзорных органов или внутренние правила самого "Ленэнерго". И полностью заново смонтированное оборудование вновь оказывалось устаревшим.
Поговаривают, что если потребители при проектировании обращались за консультационными услугами к определенным компаниям, те могли предугадывать, как изменятся стандарты и требования, и даже существенно ускорять процедуру согласования. В 2009 году скандал разгорелся внутри филиала "Ленэнерго" — "Кабельная сеть". Тогда начальник производственно–технического управления филиала Владимир Цомая публично обвинил директора компании Сергея Мигулева в создании льготных условий для ряда подрядчиков "Ленэнерго", которые якобы аффилированы с Мигулевым - "УНР–427" и "Трансэнергосистемы".
Работавший тогда главой комитета по энергетике и инженерной инфраструктуре Олег Тришкин усомнился в целесообразности назначения Сергея Мигулева директором филиала компании "Кабельная сеть" (КС). Ранее Мигулев возглавлял ООО "Холдинговая компания УНР–427", а в марте 2009 г. получил должность в КС. Одновременно Тришкин спрашивал насчет предвзятого отношения к подрядчикам "УНР–427", "Трансэнергосистемы" и еще восьми компаниям, которые исправно получают финансирование, пока растет долг "Ленэнерго" перед другими подрядчиками.
Еще одной проблемой стала закупка оборудования у ООО "ЭЗОИС" по ценам на 70–80% выше, чем у других игроков рынка.
Тогда проблема с затягиванием сроков подключения в Петербурге впервые вышла на самый высокий уровень, и о ней заговорили на федеральном уровне. Минэнерго РФ поручило тогда ОАО "Холдинг МРСК" (основной акционер "Ленэнерго") и самому "Ленэнерго" провести проверку работы компании в области ремонта оборудования и кабельных линий. При этом в министерстве отметили, что ведомство не может вмешиваться в деятельность частной компании. Таким образом, оказалось что "Ленэнерго" проверяло само себя.
Правда, после этого городская прокуратура предъявила компании претензии из–за невыполнения сроков подключения к сетям нескольких многоквартирных домов. Однако, ни к каким серьезным последстивиям это не привело. Плата за техприсоединение регулярно повышалась (она устанавливалась государством после того, как "Ленэнерго" обосновало причину повышения), а очередь на подключение опять затягивалась на годы.
В 2010 году, по словам Андрея Сорочинского, задолженность компании по присоединению составляла около 18 млрд рублей. То есть, некая положительная динамика, по его мнению, все жу существует. Он добавил, что за 9 месяцев 2012 года, компания выполнила обязательства по подключению по 4,6 тыс. договоров, что на 14% больше, чем в 2011 году.