В США стартовал сезон предрождественских скидок. Однако эффект "черной пятницы" был несколько размыт тем, что некоторые крупные ретейлеры начали распродажи в четверг. Часть покупателей также увел сегмент интернет-продаж. Пока рынки все равно реагируют на этот фактор умеренным позитивом.
В США и во всем мире начался традиционный период предрождественских скидок. "Черная пятница", которая всегда следует сразу за Днем благодарения, обычно является существенным индикатором потребительских настроений. Ретейлеры в этот день снижают цены и заманивают покупателей в магазины разнообразными акциями и подарками. В этом году эксперты особенно пристально следили за продажами на длинных американских выходных, чтобы оценить, оправились ли американцы после урагана "Сэнди".
Впрочем, эффект "черной пятницы" оказался в этом году не столь показательным из-за "фальстарта" некоторых крупных ретейлеров. Такие гиганты, как Wal-Mart, Toys R Us, Turget и Sears поменяли свои ценники уже в четверг, так что фактически предновогодний бум продаж начался в этом году раньше срока, и аналитики вместо отдельно пятничных показателей решили рассматривать совокупные данные по выходным.
В саму пятницу, 23 ноября, американцы потратили $11,2 млрд, однако выручка розничных магазинов в этот день была на 1,8% меньше, чем в "черную пятницу" в прошлом году. По данным ShopperTrak посещаемость в эту пятницу увеличилась на 3,5% по сравнению с прошлым годом и достигла 307 млн человек, но многие потенциальные покупатели просто рассматривали витрины, не делая покупок. Впрочем, аналитики обращают внимание на то, что данные за все четыре дня выглядят достаточно позитивно.
"Необходимо переосмыслить итоги и включить четверг в расчетные дни. Кое-кто начал торговлю пораньше и сманил покупателей, кроме того сильно возросли онлайн-продажи. Количество покупателей за все четыре дня выросло на 9%, а средний чек — на 6,6%. Результаты неплохие по сравнению с ожиданиями после урагана. Рост среднего чека, конечно, отстал от роста числа покупателей, но все же он больше инфляции", — отмечает Олег Душин, аналитик ИК "Церих Кэпитал Менеджмент".
Всего за четыре дня по данным NRF покупатели оставили в магазинах около $59,1 млрд, т.е. по $423 на каждого покупателя — на 13% больше, чем за те же четыре дня в 2011 году. В то же время по подсчетам аналитиков онлайн-продажи в пятницу выросли на рекордные 26% и стали вторым важным фактором, который отвлек часть покупателей от физического похода за покупками. "Черная пятница" знаменита еще и своими многочасовыми очередями и травмоопасными давками, так что 57,3 млн американцев решили сделать новогодние и рождественские покупки через интернет.
Лидерами интернет-продаж стали Apple, на которых пришлось 19% всех покупок в сети. 9,6% покупателей решили приобрести iPhone, 9,3% были заинтересованы в iPad. Кстати, именно заказы с мобильных устройств в этом году выросли на 14,1%, в то время как социальные сети вроде Facebook и Twitter прибавили к общим продажам лишь 0,2%. По ожиданиям comScore онлайн-продажи вырастут за ноябрь-декабрь еще на 15%, оценки российских экспертов более сдержанные.
"Тенденция роста онлайн-продаж конечно продолжится, традиционный способ покупки все больше вытесняется электронным. Уровень сервиса растет: можно лучше рассмотреть покупку, улучшается ситуация с платежной инфраструктурой. До конца года объем онлайн-продаж подрастет еще на 10%. Однако нельзя сказать, что интернет-магазины отбирают покупателей у обычных ретейлеров — рост продаж традиционным способом может замедлиться, но падать не будет", — уверен Илья Раченков, аналитик "Инвесткафе".
Рынки на успешные американские выходные отреагировали умеренным позитивом. S&P 500 за пятницу вырос на 1,3%, высокотехнологичный Nasdaq — на 1,38%, Dow Jones прибавил 1,35%. Основными драйверами роста были как раз те компании, которые поправили свои дела благодаря "черной пятнице". Акции Wal-Mart выросли в цене на 1,9%, Target прибавили 1,2%, Sears Holding — 0,1%, а Best Buy — 1,2%. Впрочем, эксперты считают фактор достаточно кратковременным.
"Для биржи это позитив на пару дней, но вот на российской площадке мы не видим какого-то суперэнтузиазма. Сейчас рынки могут немного подрасти на этом факторе в ожидании сегодняшнего решения по поводу Греции. Если Еврозона договорится на сегодняшнем саммите в Брюсселе о выделении ей помощи, то это будет определенно позитив. Если же они опять отложат решение — рынки тут же отыграют пятничный рост", — считает Роман Налейкин, персональный брокер ФК "БКС".