В борьбе за внимание посетителей владельцы торговых центров ищут новые форматы развлечений. Несмотря на то, что торговля и общепит приносят примерно втрое больше доходов, чем развлекательные услуги, последние становятся конкурентным преимуществом.
Обыденные катки, кинотеатры и боулинг–клубы уже неинтересны, потребители предпочитают провести время оригинальнее.
Однако новые развлекательные проекты связаны с рисками для застройщиков: операторы развлекательных объектов из–за больших площадей требуют более низкие арендные ставки, а окупаемость этих проектов вызывает сомнения. Если в Америке развлекаются уже 50 лет, то в России все только начинается, говорят застройщики о развлекательных составляющих в ТК.
Навострить лыжи в ТЦ
Сегодня самый популярный досуг в торговых центрах — кинотеатры (в последнее время в форматах 3D и IMAX), следует из исследования рынка развлечений, которое провела компания Maris|Part of the CBRE Affiliate Network. Кроме того, развиваются детские развлекательные центры (например, "Мастерград" в "Питерлэнде"), а также игровые центры, которые представлены сетями: Happylon ("Галерея"), Crazy Park ("Меркурий" в Колпино), Crazy City ("Лето"), Game Zona ("Июнь", "Континент") и иными. Боулинг–клубы еще составляют значительную часть петербургского рынка развлечений, но уже теряют популярность.
На фото: Универмаг "Стокманн".
В целом около трети досуговых объектов расположены в Приморском районе, около 18% — в Адмиралтейском. Из торговых центров Центрального района они есть только в ТРК "Галерея".
Однако петербургские девелоперы убеждены, что все эти развлекательные форматы изживают себя, и ищут новые идеи. В числе нестандартных проектов на рынке аналитики называют аквапарк в "Питерлэнде", горнолыжный клуб в "Континенте" на Байконурской, залы для керлинга в "Меркурии" и "Варшавском Экспрессе".
Еще одно новшество на рынке развлечений — скалолазно–веревочный парк "Круча", который недавно открыл Федор Гавриченко, гендиректор ООО "Сказочный лес", в комплексе "Гранд–каньон". Кстати, не первый год предприниматель вынашивает идею создания в Петербурге своеобразного русского Диснейленда — "Сказочного леса Винни–Пуха".
Вечеринки на песке
"Сделать что–то необычное намного интереснее, нежели стандартный набор развлечений в торговых центрах, — говорит Виталий Кожин, генеральный директор ТРЦ "Питерлэнд". — Привлекают новые форматы: пляжный волейбол, теннисные корты, батуты или концертные площадки".
Кстати, Дмитрий Карпов, директор Петербургского клуба пляжного волейбола BVC.SPB уже разрабатывает идею засыпать теряющие популярность катки песком. "В некоторых европейских торговых центрах пользуются популярностью площадки для пляжного волейбола", — рассказал Дмитрий Карпов. Кроме волейбола на подогреваемом песке можно устраивать корпоративные вечера и дискотеки даже зимой. Подобный проект окупится меньше, чем за 5 лет, считает автор идеи и уже ведет переговоры с некоторыми застройщиками. Еще один новый формат развлечений в торговых центрах — театр. Например, театр "Плоды Просвещения" в "Гранд Каньоне" или "Лицедеи" в ТРК "Толстой сквер". Подобные площадки можно сдавать в аренду свободным театральным коллективам или использовать в качестве продюсерских центров, отмечают владельцы театров.
Поделить риски
Несмотря на обилие новых идей, застройщики не спешат воплощать их в жизнь. Обычно операторы развлечений ждут вдвое меньшие ставки на аренду, так как занимают большие площади. Средняя ставка для подобных арендаторов — 450 рублей за 1 м2 в месяц, отмечают в Maris|Part of the CBRE Affiliate Network.
Иные и вовсе ждут помощи от государства. "Мы берем на себя социальную функцию — физическое воспитание людей, — говорит Федор Гавриченко. — Этот формат подразумевает кооперацию с государственными органами". Так, Антон Сигаев, работавший исполнительным директором в закрывшемся комплексе "Лидер", вспоминает о том, что в их залах тренировались чемпион мира по русскому бильярду и чемпион Европы по боулингу.
В целом девелоперы уверены, что спортивно–развлекательные объекты привлекли бы внимание посетителей, но были бы рентабельны лишь при поддержке государства.
“
Это нечто другое
В Петербурге много публики, которая готова посещать театры в торговых центрах в спальных районах. Известно, что билеты в государственные театры датируются из бюджета, но, когда сцена переходит в частные руки, встает вопрос экономики. Можно ли достичь окупаемости проекта? Думаю, можно, но это требует достаточно продолжительного периода времени. Скорее речь идет именно об окупаемости, нежели о прибыльности. Владелец должен отдавать дань образованию или культуре, понимая, что это не принесет особых дивидендов, но кардинально поменяет отношение человека к торговому центру, даст понять: это нечто другое!
В Петербурге много публики, которая готова посещать театры в торговых центрах в спальных районах. Известно, что билеты в государственные театры датируются из бюджета, но, когда сцена переходит в частные руки, встает вопрос экономики. Можно ли достичь окупаемости проекта? Думаю, можно, но это требует достаточно продолжительного периода времени. Скорее речь идет именно об окупаемости, нежели о прибыльности. Владелец должен отдавать дань образованию или культуре, понимая, что это не принесет особых дивидендов, но кардинально поменяет отношение человека к торговому центру, даст понять: это нечто другое!
Сергей Пронин
директор театра «Плоды просвещения»
“
Рынок развлечений в торговых комплексах Петербурга можно расширить, но зачастую девелоперы не готовы создавать нестандартные развлекательные объекты. Во–первых, операторы развлечений запрашивают низкие арендные ставки. Во–вторых, велик риск не окупить новый для рынка проект. Да, есть примеры новых развлекательных форматов в США и Европе, но у российских девелоперов более консервативный взгляд. Лучше синица в руках — поставить стандартную коробочку с привычным набором операторов. Однако рынок меняется, и более смелые девелоперы выиграют борьбу за посетителей.
Денис Радзимовский
гендиректор S.A. Ricci в СПб