14:1929 ноября 201214:19
88просмотров
14:1929 ноября 2012
Пока областные чиновники тянут с законом о пассажирских перевозках, крупнейшие перевозчики региона банкротятся.
Правительство Ленобласти сегодня рассмотрит проект закона "О наземном пассажирском транспорте общего пользования в Ленинградской области". По сути, подготовленный региональными властями нормативный акт содержит общие положения о порядке заключения договоров между региональными властями и перевозчиками и практически не меняет сложившиеся на рынке правила.
Так, законопроект предполагает конкурсный отбор компаний по перевозке граждан. Возможно заключение договора с перевозчиком и без конкурса — например, в случае, если власти досрочно разорвут отношения с какой–нибудь компанией. При этом срок действия внеконкурсных контрактов ограничен 12 месяцами.
Поводом для досрочного расторжения отношений могут стать, например, систематические (более 2 раз в квартал на одном маршруте) нарушения расписания по вине перевозчика либо отказ от выполнения перевозок.
Экономная область
Участники рынка отмечают, что очередной, уже шестой по счету, законопроект не решит ключевых проблем. Он не сократит объемы нелегальных перевозок и не предусмотрит государственного софинансирования перевозок.
Бизнесмены давно настаивают на поддержании рентабельности социальных маршрутов за счет регионального бюджета, как это делается, в частности, в Петербурге.
Областные перевозчики ставят в пример городской закон, отмечая, что он дает механизм борьбы с нелегалами, но самое главное — правительство Петербурга компенсирует часть расходов перевозчикам, обслуживающим социальные маршруты, тогда как областные власти лишь устанавливают тариф на перевозку пассажиров, а бюджетные средства выделяют только на компенсацию расходов по перевозке льготников.
Нерабочая схема
Областные власти придумали такую схему распределения маршрутов между перевозчиками, при которой убытки на социальных маршрутах компенсируются прибылью на коммерческих направлениях.
Однако эта схема не сработала, что стало причиной резкого ухудшения финансового состояния крупнейшего областного перевозчика — ОАО "Леноблпассажиравтотранс" (ЛОПАТ). Учреждала эту компанию в 1995 году областная администрация. Сейчас в ее распоряжении остался только блокирующий пакет акций, а 75% с сентября 2011 года распоряжается руководитель компании Роман Маслов.
Видимо, благодаря тщательно подготовленной конкурсной документации ЛОПАТ в начале 2012 года неожиданно для многих участников рынка выиграл конкурсы на перевозку граждан в Кировском, Ломоносовском, Тосненском, Выборгском и Всеволожском районах.
Власть сменила курс
Но, даже захватив значительную часть рынка, ЛОПАТ оказался на грани банкротства из–за сложившейся ситуации на рынке пассажирских перевозок области.
Если до смены губернатора областные власти поддерживали родного перевозчика, то теперь готовы отказаться от его услуг. "До Нового года мы планируем расторгнуть договор с ЛОПАТ и ООО "СНИП". За то, что последний использовал автобусы старше 5 лет, а ЛОПАТ заключил договор со сторонней организацией, которая обслуживала его маршруты", — говорит Алексей Никифоров, и.о. председателя комитета по транспорту Ленобласти.
Компании приходится на равных конкурировать с остальными участниками, и с начала осени иски о взыскании долгов с ЛОПАТ в арбитраж идут один за другим. Последний в минувшую пятницу подало ООО "Петербургская транспортная компания" ("дочка" Петербургской топливной компании). Да и сама ПТК ранее подавала иск к перевозчику, чтобы он рассчитался с ней за потребленный бензин.
Глава ЛОПАТ Роман Маслов во всем винит сложившуюся в регионе систему распределения маршрутов. "9 из 10 наших маршрутов убыточны, а по так называемым прибыльным маршрутам ходит два десятка нелегалов. В результате доходов не хватает на компенсацию убытков по социальным маршрутам", — говорит Роман Маслов.
При этом устанавливаемые областным правительством предельные тарифы, по словам перевозчиков, ниже экономически обоснованных затрат.
“
Главная проблема не только Ленобласти, но и многих других регионов РФ в том, что они устанавливают тарифы на перевозку пассажиров ниже экономически обоснованного уровня. Ленобласти есть смысл взять за основу петербургский закон. Обеспечить софинансирование расходов перевозчиков на социальных, убыточных маршрутах. Если область сейчас этого не сделает, то вскоре появится постановление правительства РФ или распоряжение Минтранса о расчете тарифов на регулярные перевозки пассажиров. И тогда перевозчики смогут через суд добиваться от региональных властей компенсации убытков.
Василий Киселев
председатель Ассоциации перевозчиков пассажиров
“
Правила игры для перевозчиков останутся прежними, но закон позволит построить новую концепцию пассажирских перевозок на территории Ленобласти, чтобы кардинально улучшить их качество. В перспективе мы планируем создать по примеру Петербурга Межведомственную комиссию, куда войдут представители силовых структур, Ространснадзора, ГИБДД, миграционной службы. Кроме того, комитет возьмет на себя контролирующие функции, которые позволят оперативно отслеживать работу перевозчиков. Мы сможем выстраивать работу по борьбе с нелегальными перевозчиками.
Алексей Никифоров
И.О. Председателя Комитета По Транспорту