СИАБ сократил сеть мини-офисов на 20%

Банк "СИАБ" сократил сеть мини-офисов, запущенную в 2011 году, на 20%. В банке уверяют: это временное закрытие, и строят планы на 2013 год по развитию новых точек.

Банк "СИАБ" закрывает девять экспресс-офисов в супермаркетах сети "Лента" и в мебельных магазинах, говорится в обращении банка к клиентам, размещенном на сайте. Розничная сеть банка "СИАБ" сократилась с 44 до 35 офисов в Петербурге.
Председатель правления банка "СИАБ" Галина Ванчикова вчера заявила "ДП", что офисы закрыты "с целью увеличения эффективности работы банка". "Банк закрыл четыре экспресс-офиса, и пять точек временно приостановили работу. Сотрудники этих офисов были переведены для усиления команд менеджеров в экспресс-офисы, расположенные в сети гипермаркетов "Карусель", — пояснила она. В пресс-службе банка не уточнили, когда "временно закрытые" точки откроются снова. В январе, по  представителя пресс-службы, банк откроет еще три новых мини-офиса в Петербурге, а в целом в 2013 году предполагается открыть не менее 11 офисов.

Впутались в сети

О планах по активному расширению розничного бизнеса банк "СИАБ" заявил в 2011 году. Так, на начало 2012 года у банка было лишь 13 офисов в Петербурге, включая головной и три дополнительных. В открытие первых 19 новых точек к июню банк инвестировал 2 млн рублей, заявляла летом Галина Ванчикова.
В конце лета банк запустил программу ребрендинга и к ноябрю открыл еще 12 офисов в таких торговых сетях, как "Лента", "О’Кей", "Максидом". Объем общих инвестиций в развитие сети в банке отказались назвать. С начала года портфель кредитов, выданных банком физлицам, вырос более чем в 12 раз, до 854,7 млн рублей.

Цена вопроса

По словам Людмилы Рева , директора компании ASTERA, инвестиции в небольшие офисы состоят из затрат на аренду, вывеску и мебель. "Стоимость 1 м2 может доходить до 5 тыс. рублей в месяц. Магазины сдают готовые стеклянные зоны для ведения бизнеса", — говорит она. "Безусловно, банк теряет на закрытии офисов: инвестиции в открытие уже не вернуть (это и ремонт, и дизайн), и персонал какой-то сократить придется", — считает генеральный директор ИК "Стратегии корпоративных инвестиций и финансов" Владимир Скляревский. По словам петербургского банкира, открытие мини-офиса в гипермаркете может обойтись банку в 120-150 тыс. рублей.
Таким образом, на закрытии девяти точек СИАБ мог потерять около 1,5 млн рублей.
"Прикассовые зоны в гипермаркетах — это очень востребованные площади сейчас, в том числе и банками, — говорит Людмила Рева. — Если мы говорим именно о банках, то пальма первенства в таких местах, безусловно, принадлежит Сбербанку. Возможно, у СИАБа не было достаточного потока клиентов, и точки пришлось закрыть".

Испытательный срок

Анна Чифинелли, директор регионального центра Банка Хоум Кредит в Петербурге, рассказывает, что банк активно развивал в Петербурге сеть своих мини–офисов. Так, за последний год банк открыл около 40 точек. "Сейчас с учетом перемещений и закрытий осталось 27 точек. С этим форматом меньше рисков ошибиться, ведь инвестиции не такие большие. Если в течение 3 месяцев такой микроофис не показывает плановых показателей, мы его закрываем или переносим", — говорит Анна Чифинелли.
Сейчас Банк Хоум Кредит, по ее словам, заинтересован в открытии офисов площадью от 80 до 100 м2: они смогут обслуживать поток клиентов, не ограниченный бизнес-центром или торговым супермаркетом.

Менталитет не готов

Владимир Скляревский считает, что финансовые точки продаж в крупных сетях не очень эффективны: менталитет населения в России ориентирован на обслуживание в крупных офисах. "Если у банка есть сеть полноценных офисов и параллельно развивается экспресс-сеть, это одно, но развитие исключительно экспресс-офисов не вызывает доверия", — уверен он.
"Экспресс-офисы хороши для продажи карточных продуктов. Мы открываем универсальные офисы, в которых могут обслуживаться и физлица, и компании. Возможно, клиенты еще не готовы к таким экспресс–точкам и нововведениям", — считает Игорь Кирилловых, председатель правления Балтинвестбанка.
Ольга Щербакова, первый заместитель председателя правления Энергомашбанка, уверена: "Закрытие офисов в большинстве случаев негативно сказывается как на действующих клиентах, так и на потенциальных. Поэтому при открытии банковских точек обслуживания необходимо тщательно изучить весь опыт коллег, чтобы грамотно рассчитать риски и все негативные моменты".