10:5709 января 201310:57
733просмотров
10:5709 января 2013
Накануне Нового года группа компаний "Вилаш" начала экспортировать "Советское шампанское" в США, Вьетнам и страны Прибалтики. Президент ГК Машкюр Гасымов рассказал "ДП", как за 20 лет удалось войти в десятку лидеров винного рынка, об изменениях в регулировании отрасли, а также о правильном выборе вина.
Вы 20 лет работаете на алкогольном рынке, что изменилось за это время?
— В 1990–е годы был хаос, было много подделок, контрафактную продукцию разливали из чайников в подвалах, товарный дефицит дополнял картину дикого и плохо контролируемого рынка. Я зарегистрировал ЗАО "Вилаш" ровно 20 лет назад, в декабре 1992 года.
Все заводы Петербурга, с которыми мы тогда начинали конкурировать, достались хозяевам по наследству от Советского Союза. Это были крупные, промышленно развитые предприятия, а мы каждую трубу и винтик устанавливали и закручивали сами.
На фото: Машкюр Гасымов, компания "Вилаш"
Читайте также:
"Вилаш" в августе начнет розлив коньяка
Сейчас я бы не взялся с нуля за этот сложный бизнес, а тогда была огромная энергия, серьезный управленческий опыт. Я родился и вырос в Республике Азербайджан, где виноделие — часть национальной культуры, прошел путь от рабочего до начальника строительно–монтажного управления. Все это дало импульс начать работу именно в винодельческой отрасли, и сегодня ГК "Вилаш" — транснациональная корпорация, в структуре которой заводы в Эстонии, Испании и России, собственные виноградники за рубежом.
Как вы оцениваете российский рынок алкоголя сегодня?
— После того как было создано Росалкогольрегулирование, ситуация качественно изменилась: государство четко анализирует, кто платит налоги, а кто на себя работает. Конкурировать с предприятием, которое выпускает контрафактную продукцию и не платит налоги, невозможно, потому что ценообразование совершенно разное. Вы знаете, что доля акцизов в цене существенна — до 40%, и каждый год акцизы растут.
В части реализации алкоголя могу отметить тенденцию: растет доля продаж федеральных компаний.
Соответственно, кроме собственных торговых марок мы производим частные торговые марки для крупнейших представителей ретейла и оптовых компаний: Х5 Retail Group, "Тандер", "Росспиртпрома", "Ленты" и т. д.
Каковы перспективы развития винодельческого рынка России?
— В России система потребления неправильная, мы в 2 раза больше потребляем крепкого алкоголя, чем любая страна мира. А вина пьем в 10 раз меньше, чем, например, во Франции и Италии. Мне кажется, что государство должно заниматься регулированием структуры потребления. Тем более, положительный опыт у страны есть.
После войны, понимая неизбежность роста потребления алкоголя, государство бросило огромные силы и средства на создание винной культуры в нашей стране. Виноградарство и виноделие стали основой государственной алкогольной политики до перестройки. В 1985 году на трудоспособного гражданина приходилось 20 л вина в год, в 2011 году — 5,5 л. Нужно признать: наша страна стала пиво–водочной, это не характерно ни для одного цивилизованного государства. Необходимо менять потребительский менталитет в сторону развития винодельческой отрасли.
Но ведь именно государство когда–то отказалось от виноградников?
— Да, это была горбачевская реформа. Начали поголовно уничтожать виноград, это варварство было от недопонимания. Уничтожить виноградную лозу, которая 50 лет дает урожай, — это грех. Те же самые заводы еще производили качественные соки. А взамен что мы получили? Виноградники уничтожены. Россия — единственная страна в мире, где пьют спиртовые суррогаты. Проблема российской политики в отношении винодельческого рынка остается: она действует пока только запретами и без побудительных стимулов. А запреты только поощряют потребление крепкого алкоголя.
А вы не планируете выращивать виноград на территории России?
— Честно говоря, желание есть. Мы в поиске виноградной площадки на юге России, но пока это только намерения. Я отслеживаю государственную политику по данному вопросу. Уверен, что многие бизнесмены, у которых есть винодельческие заводы в северных регионах, захотят иметь свои виноградники в России. Но инвестиции в развитие данного бизнеса очень высоки, власть должна помочь бизнесу. Если поймем, что государство уделяет особое внимание этому вопросу, мы обязательно сделаем шаг навстречу.
А сейчас чувствуете внимание со стороны государства?
— Государство заинтересовано в снижении объемов потребления алкоголя — есть соответствующая президентская концепция. По ней потребление на душу населения должно снизиться к 2020 году с 15 до 5 л. Речь идет в первую очередь о детях, которым сейчас 10–12 лет. Необходимо сделать все, чтобы в России возникла цивилизованная культура потребления. И эта культура должна появиться именно у тех, кто еще не начал выпивать.
А как вы относитесь к ужесточению рекламы алкоголя?
— Я считаю, что запрет рекламы в отношении винодельческой продукции несправедлив. Покупатель должен понимать, как и из чего производится винодельческий продукт.
С точки зрения государства, любая реклама алкоголя — это стимулирование потребления.
— Натуральные вина пьют не для того, чтобы напиться, а чтобы получить удовольствие, поговорить с собеседником. Реклама никак не будет стимулировать потребление, наоборот, мы говорим, что вина много пить нельзя, иначе ты не получишь удовольствия от него. Достаточно бокала — он несет здоровье.
То есть это просветительская функция рекламы?
— Да. Раньше в России прекрасно разбирались в винах. А сейчас попробуйте подойти в магазине к человеку, который покупает вино, спросить: а в чем отличие, например, сортовых виноградных вин от несортовых — чем одно отличается от другого? Люди не понимают, что они вообще покупают.
Недавно вы вступили в Ассоциацию производителей игристых вин, есть результаты?
— Одна из последних инициатив ассоциации — предложение по установлению минимальной цены на шампанское на уровне 115 рублей в рознице. В России такая ценовая политика существует для водки и коньяка, это дало позитивный результат. Я не скажу, что это полностью убрало контрафакт, но положительная динамика есть.
Как раз сейчас начался пик конкуренции с контрафактом?
— Да, к сожалению. Мы вот и хотели успеть с инициативой до Нового года, к сожалению, не получилось. Недобросовестные производители неизбежно воспользуются моментом сезонного пика. И, хотя мы осуществляем постоянный мониторинг, объять всю страну невозможно.
Когда вы начали экспортировать свою продукцию?
— Экспортное направление существует давно — с 2003 года. Мы первые в России начали экспортировать в страны Евросоюза виноградные вина. Но из–за нечеткой политики возврата НДС и акцизов отказались от этого направления бизнеса.
В 2011 году мы возобновили экспорт "Российского шампанского", с сентября 2012 года стали экспортировать "Советское шампанское". Доля ГК "Вилаш" в экспорте вин с января по ноябрь 2012 года составила около 6% общего объема. География экспортных поставок включает США, Великобританию, Вьетнам, Армению, Грузию, Абхазию, страны Прибалтики. В следующем году планируем выйти в Израиль, Германию, Болгарию, Грецию.
Два года назад мы участвовали в международной выставке в Сингапуре. Людям интересна Северная столица, они удивляются: "Санкт–Петербург — откуда винодельческий завод?" При этом иностранцы готовы покупать вино из Петербурга.
А что еще экспортируете? Только шампанское?
— Нет, вина тоже экспортируем — в страны Прибалтики. Когда мы поняли, что потребность в нашем товаре есть, решили создавать единое экспортное подразделение для всех заводов ГК "Вилаш", так как наши эстонский и испанский заводы тоже экспортируют свою продукцию.
Стратегическая цель ГК "Вилаш" в 2013 году — организовать собственную систему распределительных центров и коммерческих представительств в Европе, США, Азии.
А коньяк вы уже выпускаете?
— Продажи начнутся с нового года, коньячный дистиллят скоро прибудет к нам из Молдовы. Хотим достойно войти на рынок. Он сложный, но мы и не ожидаем сразу больших продаж, ориентируемся на 100 тыс. бутылок в месяц, на этот объем есть заказы со стороны дистрибьюторов.
Какие–то покупки планируете?
— Пока нет. Мы планируем в новом году инвестировать в развитие производственной базы примерно 200 млн рублей. Каждый год мы увеличиваем производительные мощности, но все равно их не хватает.
Продажи ГК "Вилаш" в 2011 году выросли почти на 54% по сравнению с 2010 годом, а в этом году — примерно на 30% по сравнению с прошлым. Кроме того, в Испании у нас есть земельные участки больше 100 га, где можно подсаживать виноград, мы обязательно будем осваивать эти территории.