Снежная зима обеспечила удачное начало сезона горнолыжных курортов Ленобласти. Однако многие петербуржцы по–прежнему предпочитают кататься на лыжах в Альпах и соседней Финляндии. Руководители горнолыжных центров продолжают искать новые способы привлечения клиентов и увеличения прибыли.
На прошлой неделе руководители горнолыжных комплексов со всей страны собрались в Ленобласти, чтобы учредить СРО "Горнолыжный союз России". Всего в союз вошли 40 представителей курортов (в том числе почти все центры Ленобласти) и общественных организаций России. Официально зарегистрировать организацию они надеются в течение года. Предполагается, что при союзе будет создано потребительское общество, в которое смогут вступать горнолыжники и сноубордисты.
"С услуг, которые курорты будут оказывать членам общества, мы должны будем отчислять меньше налогов, а значит, сможем на 10–15% понизить стоимость услуг для них", — отмечает один из инициаторов создания союза Всеволод Шевелев. Другой вариант: цены на услуги могут остаться почти на том же уровне, но повысится доход собственников. Сэкономленные на налогах деньги могут быть потрачены на улучшение сервиса, отмечают участники рынка.
"Аналогов подобной организации нет, инициатива интересная, — отмечает Елена Ковалева, генеральный директор центра "Золотая долина". — Однако пока сложно оценить, принесет ли это нам дополнительную прибыль".
По данным
Роспотребнадзора
, всего в России действует 207 горнолыжных курортов, из них восемь — в Ленобласти. "В этом году клиентов определенно больше, чем в прошлом, во многом это связано с тем, что снег уже устоялся, катание комфортнее", — объясняет Юрий Беляев, главный администратор курорта "Снежный".
В "Золотой долине" увеличение количества своих клиентов связывают еще и с открытием конференц–центра и детского городка. Тенденция развития детского и корпоративного сегмента прослеживается во всех центрах. Кроме того, курорты постепенно становятся круглогодичными, превращаясь на лето в базы отдыха.
По данным Ассоциации горнолыжных курортов по СЗФО, 10% петербуржцев катаются на лыжах или сноуборде, но, несмотря на это, количество курортов постепенно сокращается: в 2005 году в Ленобласти насчитывалось до 15 комплексов. В этом году не открылись "Юкки Парк" и "Орлиная гора". Первый работает только для учащихся спортшколы, и, будет ли он открыт для всех желающих на следующий год, пока не ясно. "Орлиная гора" (лыжная база института им. Лесгафта) закрыта на реконструкцию с 2008 года. На ее месте предполагается построить Федеральную базу зимних видов спорта.
“
Для того чтобы петербуржцы ехали на курорты Ленобласти, а не в Финляндию, необходимо увеличить количество комплексов. Тогда появится настоящая конкуренция, а значит — адекватные цены и адекватное качество услуг. Пока же сервис у нас значительно ниже, чем у финнов, а цены, по крайней мере на проживание в коттеджах, выше. Другое дело, что бизнес этот не очень рентабельный, несмотря на высокие цены. Инвестиции в открытие курорта могут составить от 2 млн до 20 млн евро. Некоторые и по 100 млн вкладывают, но эти деньги вряд ли когда–нибудь окупятся. Но если подходить к вопросу профессионально, то, по моим оценкам, можно построить курорт в Ленобласти, который бы окупился за 6 – 8 лет. В Финляндии на 5 млн населения действует 100 курортов. У нас такого количества, конечно, не будет построено, но еще два – три могут быть конкурентоспособными.
Виктор Тимаков
Генеральный Директор Ski Resort Consult, президент федерации фристайла, бывший директор курорта "Красное озеро"