10:2824 января 201310:28
940просмотров
10:2824 января 2013
ОСК решила использовать советские методы привлечения квалифицированных кадров и потратить 6 млрд рублей на строительство жилья комфорт–класса для судостроителей Петербурга.
Как стало известно "ДП", к 2017 году государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) собирается построить в Ленобласти "судостроительную деревню" за 6 млрд рублей с инженерной и социальной инфраструктурой — детскими садами, клиниками, торговым центром. Для этого госкорпорация, которую в июле прошлого года возглавил Андрей Дьячков (экс–глава ПО "Севмаш"), намерена создать собственную строительную организацию.
Жильем ОСК рассчитывает завлечь высококвалифицированный персонал на свои петербургские предприятия: Адмиралтейские верфи, Северную верфь, Балтийский завод. Контроль над двумя последними судозаводами госкорпорация получила летом прошлого года, выкупив на аукционе заложенные в Центробанке акции верфей, ранее принадлежавшие опальному олигарху Сергею Пугачеву. С их приобретением ОСК завершила поглощение крупных судостроительных активов на Северо–Западе.
Кадры в цене
Благодаря гособоронзаказу и госпрограмме по обновлению ледокольного флота петербургские верфи загружены работой.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Закладка третьего серийного фрегата "Адмирал Головко" и корвета " Гремящий" для ВМФ РФ на судостроительном заводе "Северная верфь".
Заводы обеспечены контрактами на несколько лет вперед. Адмиралтейские верфи до 2018 года будут снабжать российский флот подводными лодками, а Северная верфь — надводными кораблями. Совокупный портфель заказов обеих верфей — около 500 млрд рублей. Наращивает объемы и переживший банкротство Балтийский завод — он вот–вот получит заказ на изготовление еще двух атомных ледоколов по проекту 22 220 (строительство головного атомохода уже начато). В результате портфель заказов Балтзавода возрастет почти втрое — до 150 млрд рублей. Получив заказ, предприятие сможет в ближайшие годы даже не думать о тендерах, признается его генеральный директор Александр Вознесенский.
Однако у всех трех предприятий есть одна общая проблема — это дефицит кадров. В ОСК пояснили, что объем заказов резко возрос, а специалистов для их исполнения недостаточно, прежде всего рабочих специальностей — высококлассных слесарей, сборщиков и др. Поэтому решили завлекать молодых и перспективных работников не только высокими стипендиями, зарплатами, но еще и жильем. Так, потребность Адмиралтейских верфей в рабочих специальностях на этот год — 1,5 тыс. человек. Причем средняя зарплата рабочего — 48 тыс. рублей в месяц, это выше, чем у инженерно–технического персонала (44 тыс. рублей). "Штат инженеров укомплектован", — сообщили на верфях. Аналогичная ситуация и на других судозаводах госкорпорации: Северной верфи не хватает около 800 рабочих, Балтзавод нуждается в 760 рабочих и 60 инженерах.
Судостроительная деревня
Жилой комплекс ОСК планирует начать строить в конце 2013 года на участке земли в 60 га возле деревни Рассколово Ломоносовского района Ленобласти. Место выбрано не случайно — на автомобиле дорога отсюда до Адмиралтейских верфей по ЗСД и КАД занимает 30 минут. Сейчас ОСК готовит проектную и разрешительную документацию.
Предполагается построить более 100 тыс. м2 жилья. Несколько трехэтажных домов на 125 квартир, 100 таунхаусов и около 320 индивидуальных домов площадью 100–120 м2 с придомовыми участками.
"Жилье предназначено исключительно для сотрудников любого предприятия ОСК на Северо–Западе", — пояснили в госкорпорации.
Застройщиком проекта станет строительная структура ОСК — Северный центр жилищного строительства. "Генподрядчик пока не определен, им, скорее всего, станет строительная организация, которая будет создана с участием ОСК в Северо–Западном регионе, — пояснили в госкорпорации. — А финансировать проект планируется за счет средств государственного Агентства по ипотечному жилищному кредитованию и других кредитных структур".
Сумму расходов на создание "деревни корабелов" в ОСК оценили в 6 млрдрублей — это при условии, что Ленобласть обеспечит жилье водой, электричеством, подведет канализацию. Председатель комитета по строительству Ленобласти Николай Крутов сообщил "ДП", что регион надеется получить от госкорпорации не только жилой квартал, но и больницу, детские сады и торговый центр, а область готова подвести инженерные сети ко всем объектам.
Соглашение с ОСК правительство области предполагает подписать в ближайшее время, отметил Николай Крутов, а поскольку документа еще нет, то оценить затраты региона невозможно.
Промышленники–застройщики
Помимо ОСК собственные жилищные проекты в Ленобласти реализуют ОАО "Компания Усть–Луга" (застройщик порта в Усть–Луге), российское отделение финской компани Nokian Tyres, Октябрьская железная дорога (ОЖД, филиал ОАО "РЖД"), Тихвинский вагоностроительный завод (ТВСЗ, входит в группу "ИСТ" Александра Несиса). ИСТ еще в 2009 году вложила около 6 млрд рублей в строительство жилья в Тихвине для 3,5 тыс. работников своего завода. Построено девять многоквартирных домов площадью 127 тыс. м2.
Самый крупный жилой проект такого плана развивает "дочка" компании "Усть–Луга" — "ПортЖилСтрой". По соседству с морской гаванью она возводит целый город для работников порта. Первые два дома нового города в квартале "Ленрыба" на 106 квартир уже сданы в эксплуатацию, в них поселились семьи сотрудников ОАО "Магистральные нефтепроводы "Дружба"" (нефтебаза "Усть–Луга"). Еще два таких же дома будут сданы в этом году.
Жилой комплекс "Хаккапелиитта Вилладж" во Всеволожском районе строит для своих сотрудников производитель покрышек Nokian Tyres. Первая очередь квартала площадью 10 тыс. м2 (167 квартир) сдана в 2009 году, а вторая очередь (10,9 тыс. м2, 176 квартир) будет готова летом 2013 года.
Наибольшая география жилищного строительства у железнодорожников. Ежегодно на покупку жилья для сотрудников ОЖД тратит около 200 млн рублей по всему полигону дороги — в Петербурге, Карелии, Мурманской области и т. д.
В этом перечне ОЖД единственная компания, которая не только продает жилье своим сотрудникам по льготным ценам, но и сдает квартиры внаем штатным работникам. Как правило, жилье продается по себестоимости и в кредит по льготной процентной ставке.
В ОСК тоже обещают продавать жилье по себестоимости — жилищный кредит можно будет оформить в АИЖК по ставке рефинансирования ЦБ (8,25%) плюс 1,5–2%.
“
Безусловно, строительство жилья для сотрудников — это эффективная мера привлечения, удержания и мотивации персонала. В советские годы мы строили и содержали жилищный фонд для своих работников. Финансируется он из прибыли, сегодня она у нас невелика. И всю полученную прибыль нам целесообразней направить на модернизацию производства. Купить, например, 50 станков, которыми будут управлять 40 операторов, а по производительности новое оборудование заменит 100 высокооплачиваемых токарей 6 разряда, работающих сейчас на устаревших станках. И такая ситуация на многих петербургских промышленных предприятиях, особенно в оборонном комплексе. Для многих из них строительство жилья не актуально.
Владимир Смирнов
Заместитель Генерального Директора По Персоналу Мз "Арсенал"
“
Строительство жилья — это и обеспечение социальных гарантий для наших работников, и важнейшее условие для привлечения и удержания квалифицированных кадров. Мы одни из немногих, кто имеет собственный жилой фонд: на полигоне Октябрьской железной дороги около тысячи жилых помещений (840 квартир в многоквартирных жилых домах и 105 квартир в 36 малоквартирных домах). Жилье есть во всех регионах — от Мурманска до Москвы. Оно предоставляется работникам по договору найма. Только в 2012 году на формирование специализированного жилищного фонда было направлено 180 млн рублей. Кроме этого мы развиваем систему ипотечного субсидируемого кредитования железнодорожников.
Владимир Одинцов
заместитель начальника ОЖД по кадрам и социальным вопросам
“
Жилье в МО "Усть–Лужское сельское поселение" очень востребовано — квартиры в домах первой очереди практически полностью раскуплены сотрудниками порта. В домах второй очереди сейчас последние квартиры продаются по базовой цене 44 тыс. рублей за 1 м2. Эту цену сложно соотнести со среднерыночной, так как существующее жилье в районе порта не продается. Но зато средняя стоимость аренды однокомнатной квартиры в поселке Усть–Луга уже почти такая же, как в Петербурге — 30 тыс. рублей в месяц, в других припортовых поселениях (Вистино, Котлы) сдают в аренду трехкомнатные квартиры по 180 тыс. рублей в месяц. Столь высокие арендные ставки только подтверждают растущий спрос на жилье в районе порта, и по мере его развития спрос будет нарастать.
Надежда Офицерова
Генеральный Директор ОАО "ПортЖилСтрой"