Прогнозы участников транспортного комплекса варьируются от умеренно оптимистичных до апокалиптических.
Доминирующее положение в транспортном комплексе Петербурга и Ленобласти занимают порты и железная дорога. Через них проходит примерно 75% грузопотока обоих регионов, еще примерно 20% перевозится на автомобилях, 5% доставляется по трубопроводному транспорту, доля авиации ничтожно мала.
Ключевой элемент транспортной системы обоих регионов — это порты, именно благодаря инвестициям в морские гавани Петербурга и Ленобласти грузопотоки уверенно растут.
Внешний фактор
Большинство экспертов транспортной отрасли сходятся во мнении, что среди всех российских портов быстрее всего операционные показатели растут у тех гаваней, где невелика доля наливных грузов — нефти и нефтепродуктов, которые идут за границу морским путем.
В лучшем положении находятся порты, ориентированные на импорт. "Ввоз товаров в страну будет нарастать благодаря вступлению России в ВТО", — уверен председатель совета директоров аналитического бюро "Дорн" Андрей Карпов.
Перевозчики опасаются, что снижение мирового спроса на энергоносители окажет пагубное влияние на объемы российского экспорта, основу которого составляет нефть.
В последние месяцы прошлого года спрос на нефтепродукты, а следовательно, и их экспорт сокращался. Так, порт Приморск, специализирующийся на перевалке сырья, по итогам прошлого года сбавил обороты почти на 1% по сравнению с 2011 годом.
Из–за снижения объемов перевалки нефтепродуктов на 4% снизился совокупный грузооборот петербургского порта. В то же время объемы перевозки контейнерных и накатных импортных грузов показали рост.
Исключение из правила
В то же время порт в Усть–Луге удвоил грузооборот за прошлый год, доведя его до 47 млн т именно за счет открытия нефтеналивного терминала (мощностью 30 млн т в год) — конечной точки второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС–2).
В результате доля нефти и нефтепродуктов в общем грузообороте Усть–Луги превысила 57% (29% годом ранее). Причем потенциал нефтяного терминала не использован даже наполовину: его мощность — 30 млн т в год, так что в этом году портовики продолжат наращивать грузооборот.
Более того, в 2013 году планируется ввод в эксплуатацию комплекса по перевалке сжиженного газа и комплекса по перевалке стабильного газового конденсата, сообщили в компании "Усть–Луга", управляющей портом.
Расширение географии
Еще один источник роста грузооборота местных портов — это новые паромные линии. С 2010 года многие судовладельцы, столкнувшись с падением грузооборота, начали компенсировать потери, расширяя географию маршрутов. Если прежде суда курсировали, например, только между Россией, Швецией и Германий, то теперь они заходят в британские, датские, бельгийские, испанские порты. Например, паромы Finnlines, прежде заходившие только в петербургский порт, с 2012 года начали причаливать и в Усть–Луге.
Порт Высоцкий
, специализирующийся на перевалке угля, в прошлом году начал принимать суда Panamax (водоизмещением более 70 тыс. т).
"Благодаря этому мы расширили географию поставок. Если раньше уголь из Высоцка направлялся преимущественно в Финляндию, Польшу, изредка в Германию, то теперь еще и в крупнейшие порты Великобритании, Бельгии и Голландии. Это позволяет нам успешно конкурировать с угольными терминалами стран Балтии практически по всем параметрам", — говорит председатель совета директоров ООО "Порт Высоцкий" Олег Филатов. Он прогнозирует, что в этом году грузооборот порта преодолеет отметку 4 млн т, а к 2017 году достигнет уровня 8 млн т.
С корабля на машину
В отличие от портовиков у железнодорожников пространства для маневра значительно меньше, от этого их прогнозы умеренно оптимистичные.
С начала 2012 года грузооборот железных дорог медленно, но верно рос, однако в ноябре и декабре произошло снижение оборотов. Это связано не только с общим сокращением спроса, но отчасти вызвано перераспределением грузов не только в пользу морских, но и автоперевозчиков. "Клиенты сейчас крайне заинтересованы в снижении логистических расходов. Усиливаются позиции автоперевозчиков, в том числе в части перевозок высокотехнологичных грузов: грузоотправители все чаще отмечают мобильность автотранспорта", — говорит ведущий аналитик департамента стратегического маркетинга ЗАО "Евросиб" Марат Хуснутдинов.
Бюджет урезали
Что касается пассажирских перевозок, то здесь железнодорожники не ожидают снижения спроса, но их подстерегает другая напасть: правительство РФ сократило дотации железной дороге, и не исключено, что в середине этого года количество поездов дальнего следования будет сокращено, как это произошло в минувшем году с пригородными поездами — железнодорожники сократили электрички в ряде регионов из–за того, что некоторые субъекты Федерации отказались компенсировать им затраты на перевозку пассажиров.
Трудности госрегулирования
Рекордное количество пассажиров — 11,2 млн человек — обслужил в минувшем году аэропорт Пулково. Пассажиропоток аэропорта возрос на 16% по сравнению с 2011 годом в основном благодаря открытию новых международных линий, востребованных путешественниками, и в этом году Пулково будет расширять географию полетов.
Не ждут снижения пассажиропотока на автомобильном транспорте, однако в этом секторе участников рынка подстерегла другая опасность — государственное регулирование тарифов. С прошлого года стоимость проезда на городском наземном транспорте устанавливают петербургские чиновники. В этом году они позволили коммерческим перевозчикам (маршруткам) поднять цены всего лишь на 1 рубль.
Это повышение, по мнению чиновников, должно компенсировать коммерсантам растущие расходы на бензин, зарплату, а также затраты на введенную в этом году страховку пассажиров. Некоторые перевозчики не исключают, что им придется закрывать наименее рентабельные маршруты.
“
Делать прогнозы на этот год сейчас очень сложно. В ноябре и декабре 2012 года грузооборот ОЖД немного сократился, но такой тренд наметился по всей стране. В целом по итогам года грузооборот возрос по сравнению с 2012 годом, особенно в направлении портов, обслуживаемых нашей дорогой. Так, по итогам 2012 года железнодорожные перевозки в портах Северо–Запада увеличились на 14%. Для сравнения: в направлении дальневосточных портов, портов Северного Кавказа рост составил всего 5 – 7%. В значительной мере высокий прирост показателей ОЖД обеспечило комплексное развитие порта в Усть–Луге.
Виктор Степов
начальник Октябрьской железной дороги (ОЖД)
“
В текущем году рост объемов перевалки планируется обеспечить за счет дальнейшего расширения номенклатуры грузов. В целом же в отрасли наблюдается стагнация. Стивидоры по–прежнему испытывают влияние мирового кризиса, на рынке перевозок преобладают краткосрочные контракты. В подобных условиях сложно делать какие–либо прогнозы. Динамика роста грузовых операций будет обусловлена состоянием спроса на продукцию российских и зарубежных предприятий. Грузооборот Морского порта Санкт–Петербург по итогам 2012 года составил 8,7 млн т, что на 18% превышает уровень 2012 года.
Павел Олейник
управляющий директор ОАО "Морской порт Санкт–Петербург"
“
По объему пассажиропотока Пулково второй год удерживает позицию третьего аэропорта РФ. В 2013 году прогнозируемый рост пассажиропотока составит 10%. Главная задача этого года — запуск нового пассажирского терминала. В планах также развитие маршрутной сети аэропорта и привлечение новых перевозчиков. Приоритетные направления для нас — открытие рейсов в США, а также увеличение количества полетов в Юго–Восточную Азию. Также мы активно готовимся к сезонному увеличению спроса: открываем дополнительные кабины паспортного контроля, зоны ожидания для пассажиров, наращиваем количество сотрудников на летний период.
Сергей Эмдин
генеральный директор ООО "Воздушные ворота Северной столицы"
“
Влияние на наши финансовые результаты в 2013 году окажет введение обязательного страхования ответственности перевозчиков за причинение вреда здоровью пассажиров. По нашим расчетам, страховка обойдется предприятию в 40–120 млн рублей. Еще 2 – 4% от фонда оплаты труда мы будем перечислять в Пенсионный фонд РФ для увеличения платежей работникам с вредными условиями труда. Эти взносы составят примерно 38 млн рублей и увеличат себестоимость наших услуг. Кроме того, чтобы решить проблему с кадрами, надо поднять среднюю зарплату водителямдо 50 тыс. рублей (сегодня средняя зарплата в отрасли — 38 тыс. рублей).
Александр Бебенин
генеральный директор СПб ГУП "Пассажиравтотранс"