Группа "ИСТ" Александра Несиса построит жилой комплекс у Московского вокзала за  $60 млн

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Группа "ИСТ" Александра Несиса решила усилить позиции в девелопменте и начнет со строительства жилого комплекса у Московского вокзала за $60 млн.

Группа " ИСТ " ("Инвестиции в строительство и технологии") Александра Несиса готовит новые девелоперские проекты для Петербурга. Последний всплеск активности промышленного холдинга на рынке недвижимости наблюдался больше 10 лет назад.

Девелопмент от промышленников

Бывший владелец Балтийского завода и нынешний собственник таких крупных промышленных активов, как "Полиметалл" и Тихвинский вагоностроительный завод, — группа "ИСТ" дважды принималась за девелопмент. В 1990–х и начале 2000–х годов холдинг реализовал в Петербурге несколько проектов, построив ЖК "Альба" на 3–й линии В.О., бизнес–центр на 23–й линии В.О., а также перепрофилировав в жилые дома общежития на Большом пр. В.О. и Благодатной ул.
В 2013– 2014 годах группа "ИСТ" планирует начать строительство жилого комплекса на месте здания "Роспечати" на Миргородской ул. Это здание осталось за владельцами холдинга после того, как в 2005 году "ИСТ" продала бизнес по распространению розничной печати московскому ОАО "Агентство "Роспечать".
"Те объекты, которые находятся в нашей собственности, безусловно, должны преобразовываться в более доходные. Пришло время", — отмечает Владислав Ресин, который курирует девелоперские проекты группы "ИСТ" в Петербурге.

Здание без печати

По проекту здание "Роспечати" (12,7 тыс. м2) снесут, а на его месте на участке 1,4 га построят жилой комплекс площадью 36 тыс. м2с подземным паркингом и встроенными коммерческими помещениями. В проект планируется инвестировать $60 млн. По оценке специалистов группы "КрашМаш", стоимость демонтажа здания составит 8 – 12 млн рублей, а подготовка площадки займет 1,5 – 2 месяца.
"Пока мы не можем начать проект из–за сложностей с согласованием, — сетует Владислав Ресин. — Проблема в том, что земельный участок расположен в двух функциональных зонах. Мы подали заявку на корректировку документации еще 2 года назад, однако ответа пока нет". В компании надеются, что этот вопрос будет решен в 2013 году. "Возможно, за это время мы пересмотрим концепцию. Эта территория меняется. Может, мы сделаем выбор в пользу гостиничного проекта", — отмечает Владислав Ресин.
С учетом вектора развития этого района жилье здесь наиболее перспективно, уверены специалисты Knight Frank SPb, поскольку в районе уже активно работают другие застройщики — ЛенСпецСМУ и "Созвездие", которые сделали акцент на коммерческой недвижимости.
Еще один девелоперский проект группы "ИСТ" в Петербурге, развитие промышленного участка 4,8 га на 22–й линии В.О., тоже подвис из–за того, что находится в промышленной зоне. Компания подала заявку на внесение изменений в генплан, однако она пока не одобрена. На комиссии по рассмотрению поправок в генплан против проекта выступил депутат Алексей Ковалев. Он аргументировал это тем, что на Васильевском острове и так есть проблемы с транспортом, а появление делового центра их усугубит.
"Эта ситуация никак не связана с нами конкретно, просто политика города сейчас такая. Некий мораторий существует, но рано или поздно он должен закончиться", — уверен Владислав Ресин.

История активов

Группа "ИСТ" образована в 1991 году в Петербурге, основной ее владелец Александр Несис. В начале деятельности основным активом группы был Балтийский завод, контрольный пакет которого компания купила на приватизационном конкурсе в 1993 году. В 2005 году "ИСТ" продала завод Объединенной промышленной корпорации (ОСК). Сейчас среди активов группы Номос–банк, Ханты–Мансийский банк, "Полиметалл", Тихвинский вагоностроительный завод, Rail 1520.
Девелоперская активность "ИСТ" пока сосредоточена в Тихвине, где компания построила девять домов (127 тыс. м2) для работников завода. Подобные проекты практикуют и другие крупные промышленники. Так, строить жилье для рабочих планируют ОСК, ОАО "Компания Усть–Луга", российское отделение компании Nokian Tyres и другие.
Что касается редевелопмента, промышленники идут двумя путями. ОАО "Силовые машины" самостоятельно развивает свой участок на Московском пр., откуда переводится завод "Электросила", а ФГУП им. Калинина (входит в "Ростехнологии") продало часть территории стороннему инвестору. ИСТ идет по первому пути.
Отработав 20 лет на рынке недвижимости в составе предприятия, я убеждена, что нужно больше заниматься коммерческой деятельностью: это помогает системе рефинансирования в основную деятельность и поддерживает ее. Недвижимость должна работать. Когда мы будем развивать собственную территорию, мы пригласим консультантов, оценщиков и в зависимости от того, какой путь выберем, будет понятно, кто этим будет заниматься. Например, мы никогда не строили жилые дома и вряд ли возьмемся за проект жилья. Так что в каждом конкретном случае нужно анализировать и считать.
Марина Зверева
заместитель генерального директора — директор по управлению имуществом ОАО "ЛОМО"
Академически говоря, надо привлекать к развитию промышленных активов профессиональных девелоперов, но, как показывает практика, выстраивание взаимоотношений собственника с девелопером идет достаточно трудно. Так происходит, потому что прозрачный рынок данных услуг пока не сложился. Нет понимания, как должны быть разделены зоны ответственности. В связи с этим возникают проблемы разного восприятия, и инвесторы предпочитают формировать свои собственные команды. Но развитый рынок живет по правилам, где каждый выполняет свою задачу.
Владимир Вишневский
управляющий директор паевых земельных фондов "ВТБ Капитал"