Союз автостраховщиков решил не поставлять бланки ОСАГО тем компаниями, которые показывают признаки финансовой нестабильности. РСА больше не желает выплачивать долги ненадежных компаний и планирует сформировать новый союз, уже без них. Потребители в любом случае будут в проигрыше.
Российский союз автостраховщиков на внеочередном заседании правления пришел к выводу, что переговоры правительства и участников рынка зашли в тупик. Объединение не нашло выхода лучше кроме как перестать поставлять бланки для полисов ОСАГО ненадежным компаниям. Встреча была посвящена отказу властей пойти навстречу страховщикам и разрешить поднять тарифы вслед за увеличением выплат.
Сейчас в
Госдуме рассматривают законопроект, согласно которому выплаты по полисам будут увеличены в разы. Так, лимит выплат по ущербу жизни и здоровью пострадавших должен, по замыслу Минфина, вырасти с текущих 160 тыс. рублей до 500 тыс. Планируется, что норма начнет действовать спустя 15 месяцев после принятия закона.
Страховщики направили в Госдуму симметричный законопроект, согласно которому тарифы по страховкам должны вырасти на 25%. Однако Минфин заявил, что для их повышения нет никаких оснований, несмотря на то, что союз дважды направлял в ведомство свои обоснования. Представитель Минфина Вера Балакирева отметила, что действующие тарифы рассчитывались при средней выплате в 70–90 тыс. рублей, а средняя выплата составляет 23 тыс. рублей — соответственно, страховщики имеют достаточный запас по тарифам.
РСА
с чиновниками не согласно, в профобъединении уверены — решение Минфина приведет к банкротству множества участников рынка автострахования и обрушит рынок ОСАГО. В связи с этим члены организации выделили "группу риска" — самых финансово нестабильных членов ассоциации. В нее вошли, к примеру, АФЕС, БАСК, ДАЛЬАКФЕС, "Защита-Находка", "Москва", "Талисман", ТРАСТ, "Югория", "Цюрих надежное страхование", "Якорь".
Читайте также:
ОСАГО компенсирует утрату товарного вида
Члены ассоциации заявляют, что на данный момент с рынка уже ушли 70 страховщиков, а по их обязательствам пришлось расплачиваться РСА, из его фонда было выплачено почти 18 млрд рублей. Компаниям из "группы риска" РСА перестает поставлять бланки для полисов, то есть лишает их возможности продолжать деятельность в этом направлении.
"Такие меры необходимы для недопущения наращивания обязательств финансово неустойчивыми компаниями и, как следствие, быстрого исчерпания компенсационного фонда РСА, который формируется для обеспечения выплат потерпевшим за ушедших с рынка страховщиков. В ситуации беспрецедентного давления на страховое сообщество, осознавая свою ответственность перед страхователями, члены правления РСА и ряд крупнейших страховых компаний заявляют о неготовности отвечать по долгам разоряющихся компаний", — говорится в заявлении союза по итогам заседания.
Страховщики считают действия РСА полностью обоснованными, в первую очередь — экономически. По их мнению, в нынешних условиях риски быстрого исчерпания компенсационных фондов РСА стали неприемлемо высокими.
"Ассоциация обязана разумно ограничить свой риск, учитывая социальную ответственность перед застрахованными гражданами России. Доля страховых компаний, находящихся в "группе риска", а также тех компаний, в отношении которых производится процедура дисциплинарного оздоровления, в 2012 году составила 4.1% от общей собранной премии", — отмечает Дмитрий Попов, первый заместитель генерального директора СК "Альянс"(РОСНО). Для потребителя подобные решения означают очевидные сложности.
"Риски просты и понятны: неполучение компенсации за нанесенный ущерб. Компания может либо начать процедуру банкротства, перестав отвечать по своим обязательствам, либо резко уменьшить количество выплат. В настоящей ситуации это приведет к тому, что за такие компании будет платить РСА. Существует компенсационный фонд РСА, в нем в настоящее время есть резерв. Но если ситуация не изменится, а лимиты повысятся, то он быстро исчерпает себя", — предвидит Денис Макаров, руководитель управления методологии обязательных видов страхования ОАО "АльфаСтрахование".
Эксперты отмечают, что вскоре на рынке страхования останутся только крупные компании. С одной стороны это хорошо, так как работу меньшего количества страховщиков будет проще контролировать — это уменьшит количество спорных ситуаций по выплате или невыплате компенсации ущерба автомобиля. С другой стороны, по мнению аналитиков, это монополизирует и сузит рынок, то есть на него уже никто не сможет войти. Рост тарифов считают неизбежным.
"У правительства в конечном счете не будет выбора, тарифы после коррекции рынка будут повышены на 25%, а впоследствии еще выше, этому будут способствовать все совокупные факторы: рост автопарка, рост стоимости услуг на автообслуживание, рост стоимости топлива, инфляция и так далее", — уверен старший аналитик ИФК "Солид" Артур Ахметов.
РСА
также решил образовать альтернативный союз, в который войдут только финансово устойчивые страховщики. Так, объединение рассчитывает обезопасить себя от дополнительных рисков на разрушающемся, с их точки зрения, рынке.