Российский бизнесмен Олег Дерипаска, известный тем, что сумел избежать участия в политической жизни, неожиданно откровенно заговорил о бедах России. В интервью газете Financial Times глава "РусАла" рассказал о своем отношении к феминистской панк-группе Pussy Riot, которая вызвала широкий общественный резонанс, Владимире Путине, банковской системе России и о "Газпроме".
Две участницы феминистской панк-группы Pussy Riot были приговорены к лишению свободы за "панк-молебен" в храме Христа Спасителя — главном православном соборе Москвы. За границей такое наказание назвали безжалостным нарушением прав человека, и российский бизнесмен Олег Дерипаска с ними соглашается, пишет Financial Times.
По его словам, виной всему стала неэффективность российского правосудия. Если бы оно "работало должным образом", девушек бы приговорили к общественным работам на 15 суток. Вместо этого их слишком долго держали в заключении до суда, в итоге системе нужно было как-то оправдаться, поэтому их и осудили на два года лишения свободы. "Кто-то должен был прикрыть свою задницу", как выразился бизнесмен.
“Российская правоохранительная система настолько сильна, что будет защищать себя до последнего патрона,” — заявил Дерипаска, отметив, что российская служба безопасности (ФСБ) "вдвое больше" советского КГБ.
Свою промышленную империю Олег Дерипаска построил после распада Советского Союза, во времена, когда в борьбе за активы зачастую применялись и насильственные методы. В те годы некоторые олигархи смогли накопить огромные состояния, из-за чего впали в немилость Кремля, были изгнаны из страны или, как в случае с экс-главой ЮКОСа Михаилом Ходорковским, оказались в тюрьме. Сам Дерипаска оказался в фаворе.
Из-за глобального финансового кризиса спрос на сырьевые товары резко упал, и это ударило по "РусАлу". Некоторые предсказывали, что предприятие может достаться кредиторам, но в 2009 году российское правительство подписало соглашение об отсрочке выплат по кредитам, что позволило компании выжить.
Возможно, из-за зависимости от щедрости Кремля сегодня Дерипаска боится критиковать президента Владимира Путина. Напротив, он открыто поддерживает его. В конце концов, “если бы не было Путина, кто бы теперь управлял страной? Конечно, не Каспаров", заявил бизнесмен.
Вместо этого его критика направлена в адрес крупных банков России и финансовых органов. Бизнесмен обвиняет их в высоких процентных ставках, которые подрывают уверенность бизнеса. "Россия не получит выгоду от членства в ВТО, пока не обратит внимание на эти проблемы — стоимость капитала и процентные ставки", — считает Дерипаска.
Сегодня это актуальная проблема. Экономика России замедлилась после прибыльного 2009 года, когда рост обеспечивался, в основном, за счет нефти. В прошлом году ВВП вырос на 3,4% после 4,3% в 2011 году. Некоторые бизнесмены винят в этом строгую валютную политику российского Центробанка.
По мнению Дерипаски, в преобразовании и реформировании нуждается вся банковская система России. Сектор слишком концентрирован: 72% кредитов выдают только пять российских банков, большинство из которых принадлежат государству. Малый бизнес изо всех сил пытается получить кредит, который обычно выдается сроком на три года под 15% годовых.
В качестве наглядного примера Олег Дерипаска приводит Сибирь. Восемь лет назад в таких городах как Красноярск или Иркутск, было по пять-шесть местных банков, которые поддерживали местную промышленность: строительство, сельское хозяйство, легкую промышленность. Но эти банки заткнули за пояс крупные госбанки, такие как Сбербанк и ВТБ, так что теперь сибирякам приходится ехать в Москву, чтобы получить кредит на сумму более $10 млн.
Другая проблема, которую выделяет Дерипаска, — рост стоимости электроэнергии. Цена на российский природный газ почти в два раза больше, чем в США. По словам предпринимателя, виноват в этом "Газпром", который стремится к тому, чтобы субсидируемые местные цены на газ можно было свести с экспортными ценами по принципу цены нетбэк.
Помимо этого, Дерипаска обвиняет "Газпром" в том, что компания была слишком "озабочена бизнесом на Западе”, то есть в Европе, за счет быстрорастущих азиатских рынков. Решение, по его словам, состоит в том, чтобы разделить компанию, создав два разных предприятия — одно будет ориентировано на Запад, на свой традиционный рынок, а другое — на восток России, на котором сосредоточены огромные запасы газа и который страдает от недостатка инвестиций. “На благо Дальнего Востока и Восточной Сибири "Газпром" должен быть расколот,” — полагает он.