На следующей неделе пройдет презентация Гражданского университета "Единой России". Первую лекцию прочтет Дмитрий Медведев. Причин открывать новый вуз у единороссов две: во-первых, это создает видимость успешной партии, во-вторых, может стать для депутатов нелишним источником дохода.
В конце марта в Москве будет открыт университет "Единой России". На церемонии открытия вуза будет присутствовать премьер-министр и лидер партии Дмитрий Медведев — он прочтет будущим ценным партийным кадрам лекцию.
Официально вуз будет называться Гражданский университет "Единой России", рассказал депутат Госдумы Андрей Исаев. В соответствии с западной практикой он должен будет стать кузницей кадров и возможностью открытия нового социального лифта.
Отдельного здания у нового вуза не будет. Университет будет "системой разных образовательных программ", а занятия и семинары будут проводиться на разных площадках.
Чему будут учить в новом университете, пока остается тайной. Представители единороссов говорят только, что "в рамках проекта будут вырабатываться стандарты обучения — в частности, не реже 2 раз в месяц будут рассылаться информация и методические материалы "первичкам" партии, а на федеральном уровне работа будет вестись сразу в нескольких направлениях".
Читайте также:
"Единая Россия" хочет отобрать у газеты "Московский...
Но предполагается, что преподавать будут политологию, социологию, современное законодательство и историю. Также, как говорит заведующий кафедрой общей политологии Высшей школы экономики Леонид Поляков, "очень важна практика от ведущих политиков России" — например, лекция от Медведева.
Единороссовский
университет "не будет высшей партийной школой, замкнутой, предоставляющей односторонние знания", пообещал Андрей Исаев, а "обучение не будет связано с призывом вступить в партию". Но стоит предполагать, что вступать в партию студенты будут — иначе непонятно, зачем они вообще пойдут учиться в этот вуз.
Некоторые причины создать такой вуз вполне понятны. Во-первых, пиар: ни у кого нет такого университета, а у "Единой России" есть. Если есть университет — значит, серьезная партия. Создание имитационных проектов, создание видимости — один из самых характерных аспектов современной российской партийной политики.
Во-вторых, финансирование: открытие вуза — хороший способ для спонсоров партии вложить деньги еще во что-нибудь, а для депутатов Госдумы — найти легальный способ получения больших доходов (закон о Госдуме разрешает зарабатывать предпринимательской деятельностью).
С некоторыми оговорками можно говорить и о кузнице кадров. Ведь должна же быть какая-то площадка, где все потенциальные единороссы будут собираться в одном месте.
Единственное, чем новый вуз не будет являться, так это партийным университетом. Первая и главная причина — полное отсутствие какой бы то ни было программы: как у самой партии, так и у университета. Без программы и системы взглядов партия не может существовать — может только делать вид, что она существует; а поддержка действующей власти и ее конкретных лидеров при всем к ним уважении программой считаться не может.
Впрочем, известный своей прямотой премьер-министр Медведев время от времени дает понять, что и внутри самой "Единой России" никто не считает ее партией. "Нам пора вывести эту работу на более высокий уровень. И нам использовать самые передовые технологии. Это часть корпоративной культуры", — говорил Медведев по поводу открытия нового вуза.
Как свидетельствует толковый словарь, "под корпорацией можно понимать всякое объединение с экономическими целями деятельности". Такой корпорацией, без сомнений, является и "Единая Россия". Университет — способ попасть внутрь корпорации, сдав вступительные тесты.
Не стоит, впрочем, и преувеличивать роль "Единой России" в современной властной структуре. Как выяснилось в понедельник в ходе встречи руководителей администрации президента с "оппозиционерами" из КПРФ, топ-менеджеры АП во главе с Вячеславом Володиным и Олегом Морозовым приостановили свое членство в партии власти. Формально — для того, чтобы обеспечить равноудаленность.
Еще совсем недавно совмещение кураторства внутренней политики и членства в одной из партий никого не смущало. Но, во-первых, слишком уж быстро и слишком уж безнадежно падает рейтинг единороссов. И сценарий возможного роспуска партии и создания за пару лет до новых выборов новой партии власти с новым названием и той же программой ("За Путина") с каждой неделей кажется все более вероятным.
Во-вторых, никакой необходимости делать ставку на одну конкретную партию у администрации президента нет. Почти половина мест в новой Госдуме принадлежит "оппозиции", и эта оппозиция почти в полном составе, когда это нужно, бежит поддерживать президента еще быстрее единороссов.
Особенностью современной политической ситуации является создание не одной отдельно взятой партии власти, а сразу всей властно-оппозиционной структуры. Включает она и партию власти, и оппозицию ностальгическую (КПРФ), и оппозицию новую (эсеры), и оппозицию развлекательную (ЛДПР). Можно и без программы обойтись, и партийный университет создать.