Закон "О торговле" существенно ограничивает сети в их отношениях с поставщиками. В частности, общий объем выплат поставщика за услуги торговых сетей не может превышать 10% от суммы поставки. Однако чаще всего ретейлерам удается обойти жесткие ограничения.
Проверка
Федеральной антимонопольной службой (ФАС) исполнения закона в российских торговых сетях выявила нарушения, допущенные ООО "Лента" при заключении договоров с поставщиками из Южного федерального округа (ЮФО). Два десятка компаний были вынуждены оплачивать услуги ретейлера на большие суммы. Причем контракты заключались в виде "одного пакета документов" — договор поставки плюс договор оказания услуг.
За такие действия антимонопольная служба наложила на ООО "Лента" штраф 3 млн рублей. Однако Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти отверг доводы надзорного органа, указав на недоказанность фактов принуждения поставщиков к подписанию договоров. ООО "Лента" отказалось комментировать принятое 7 марта решение.
Вердикт позволяет даже нарушающим закон ретейлерам выйти сухими из воды.
На фото: Гипермаркет "Лента". Набережная обводного канала
Читайте также:
"Лента" откроет свой первый супермаркет в Москве на ВДНХ
"Большинство федеральных ретейлеров сейчас выполняет букву закона, — убеждена Ирина Пушкина, управляющая группой компаний "Версия". — А вот в регионах местные небольшие "сетки" заставляют поставщиков играть исключительно по своим правилам. Например, формально мы можем сами развозить продукцию по всем магазинам сети, но вынуждены оплачивать услуги распределительного центра самого ретейлера".
Операция "Провокация"
Опрошенные юристы полагают, что поставщикам нужно было серьезнее исследовать вопрос. "Для подтверждения ущемления их прав поставщики должны были оспаривать конкретные навязываемые им условия", — полагает старший юрист компании Rightmark group Павел Ильиных.
По мнению Михаила Ильина из адвокатского бюро "S&K Вертикаль", доказывать принуждение можно и с помощью провокации: "В любом случае из действий, переговоров, документов, переписки должно следовать, что заключение договора оказания дополнительных услуг является обязательным для поставщика".
Редкие споры
По словам исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли Ильи Белоновского, количество споров между ретейлерами и поставщиками сейчас исчисляется единицами.
А вот по данным ФАС, только в минувшем году было выявлено почти 300 нарушений норм закона о торговле, но в большинстве случаев дела даже не возбуждались из–за истечения срока давности и по другим причинам.