"Деловой Петербург". Алексей Стареньков: Наши деньги приятно пахнут

Гендиректор и совладелец ГК "Пулковские цветы" Алексей Стареньков рассказал "ДП", как сделать цветоводство на севере прибыльным, почему тюльпаны из Петербурга везут продавать на юг страны, насколько себестоимость цветов ниже реальных цен в магазинах и чем отличается европейская культура потребления цветов от нашей.

Алексей, неужели цветочное производство на севере — выгодный бизнес?
— Не хуже других. Наша общая выручка растет параллельно с рынком — примерно на 10% в год. В этом году, по прогнозу, она составит около 570 млн рублей. Когда мы только собирались покупать цветоводческий бизнес, серьезно все анализировали. И рискнули не из–за любви к цветам, как вы понимаете, а именно из–за экономики. А красота цветов — дополнительный бонус. Наши деньги еще и приятно пахнут.
Давно существует ваше предприятие?
— Вообще–то с 1784 года. Но новую историю — после революции — мы ведем с 1972 года. Тогда было создано объединение "Цветы" — флагман советского цветоводства. У него на Северо–Западе было семь производственных площадок и одна — в Сухуми. В перестройку предприятие сумело сохранить производственную базу. Акционировалось. В 2004 году произошло сокращение производственных площадей. А в 2008 году его купили мы.
Большое у вас сейчас хозяйство?
— У нас две производственные площадки: тепличный комбинат на Пулковском шоссе (18 га, из которых 4,7 га под теплицами) и комбинат "Радуга" в Кингисеппе (21 га, из них под теплицами 6,5 га), который мы купили в 2009 году. В штате 300 человек. Более 10 сотрудников работают с 1972 года, а главный агроном — с 1978 года. Еще 200 человек мы ежегодно нанимаем на сезонные работы: приглашаем студентов и приезжих.
Какие культуры в вашем производстве основные?
— Все местное цветочное производство, в том числе и наше, разделено на три основных сезонных сегмента: к 8 Марта производители выращивают тюльпаны, к майским праздникам — рассаду и многолетние растения открытого грунта и весь оставшийся год — цветы в горшках. Общая доля компании "Пулковские цветы" в совокупности производства цветочной продукции региона — около 40%. В этом году мы вырастили 8,2 млн тюльпанов (это 30% регионального рынка срезанных цветов). Также планируем вырастить 1,5 млн цветов в горшках (20% рынка) и 15 млн единиц рассады (50% рынка).
А экспорт цветов?
— Это новая для нас тема. У нас есть прямые контракты с крупнейшими голландскими компаниями — Baardse, Pegroflora, OZ PLANTEN BV, работающими непосредственно на аукционе, и несколько прямых договоров с европейскими колхозниками: такими же фирмами, как наша. С декабря 2012 года мы начали возить в Петербург срезанные и горшечные цветы из Европы по этим контрактам. Задача следующего года — две фуры в неделю.
А сколько всего в городе привозных цветов?
— Импорт занимает примерно 90%. Причем 85% везут из Голландии. А в целом емкость цветочного рынка Петербурга — около 20% от общероссийского (это примерно $400 млн в год. — "ДП"). Он ежегодно растет на 10%. Но рынок непрозрачный. Сколько цветов ввозят еще, можно сказать, опираясь на данные таможни. А сколько реально продают и списывают — непонятно. Все данные закрыты. Это болезнь роста: современный цветочный рынок молодой — он еще плохо сформирован. Но зато гибкий: есть зоны, куда можно войти с новым продуктом.
Если импорт так доминирует, почему вы занялись им только сейчас?
— На спекуляцию импортной продукцией нужны свободные деньги. А мы еще в 2009 году вложились в покупку "Радуги". Решили, что нарастим свое производство, а потом аккуратно дополним ассортимент импортом. Так и получилось. Понимаете, ребят, которые выращивают такие объемы цветов, в Петербурге немного. Нам важно сохранить компетенцию. А сделать это непросто — мы же почти за полярным кругом.
Много приходится инвестировать в развитие?
— Год на год не приходится. Самая большая инвестиция была в покупку "Радуги": сама сделка 80 млн рублей и 50 млн рублей — на новый культурооборот. А так в среднем тратим по 5 млн рублей в год на модернизацию и покупку нового оборудования. Правда, в этом году есть мысли вложить 25 – 30 млн рублей в строительство нового склада, и 10 млн рублей уже потратили в 2012 году в расширение оптово–розничного садового центра на Пулковском шоссе. Но мы за развитие бизнеса без революционных скачков. Лучшее — враг хорошего.
А деньги откуда возьмете?
— Частично вложим свои, частично — кредитные. У нас давняя история сотрудничества с банками. Кредитные деньги составляют примерно 30% от оборота.
Я слышала, у вас был конфликт с  ВТБ . Чем дело кончилось?
— Мы их клиент с 2006 года. Кредитовались на развитие по ставке 20% годовых. Структура выручки у нас такая, что основные деньги приходят летом, а осенью и зимой — пик затрат, поэтому к осени мы кредитуемся. Это перетекающая из года в год история. В 2009 году мы из оборотных средств купили "Радугу".
И из–за этой сделки получили кассовый разрыв?
— Да. В 2010 году. Мы вступили в переговоры с ВТБ — просили подвинуть график и снизить ставку. Но нам отказали. Так что в начале 2011 года у нас возникла первая просрочка по кредиту. Но в головном офисе ВТБ нам все–таки пошли навстречу. И в мае того же года мы подписали протокол, по которому все накопленные по кредиту проценты и погашение основного тела отложили на летние месяцы, а ставку снизили до 11,5%.
Мы заключили мировое в Арбитраже. Нагрузку по кредиту мы уже снизили в 2 раза и полностью погасим задолженность в 2014 году.
Кто покупает вашу продукцию?
— У нас 500 оптовых клиентов в базе. Примерно 70% продаж идет через крупные торговые сети, остальное — более мелкий опт и розница, которые обслуживаются в садовом центре. Мы работаем со всеми местными игроками, кроме Х5. (Просто не сошлись характерами.) Еще один крупный и постоянный канал сбыта — городской заказ. Примерно 65% цветов на клумбах и магистралях города — нашего производства. Каждый год мы проходим процедуру заключения госконтракта. Ему предшествует заседание у главного архитектора, где каждый район согласовывает цветовую гамму своих клумб. Под нее подбирают культуру, потом — сорта.
Мы часто подсказываем, какой сорт лучше, поскольку следим за европейской цветочной модой.
Цены на цветы сильно растут?
— В целом по рынку на 5–10% в год. Но реальная цена от производителя на 50% ниже, чем в торговой сети.
Что касается госзаказа, то мы не поднимали цены на рассаду для города уже 3 года. Дорожим клиентом. Ведь самая стабильная корзина заказов: треть — розница, треть — большие сети и треть — государство. По рассаде у нас так и получается. Если бы другие компетенции удалось уложить в эту формулу, я был бы счастлив.
А сколько продукции не удается продать и приходится выбрасывать?
— Норма — 3–7% от общего производства. Но все зависит от культуры и сезона. В прошлом году, например, из 6,5 млн проданных тюльпанов мы списали всего 32 тыс. штук. А в прошлом декабре возвратов было больше. Было очень холодно, и народ цветы покупал менее охотно.
Расширять географию поставок не планируете?
— Поскольку львиная доля наших продаж идет через продуктовые и DIY–сети, могу сказать так: где есть они, там есть и наша продукция. Основной сбыт, конечно, на Северо–Западе. Но есть и удаленные регионы. Нашу рассаду и тюльпаны возят в Сибирь и даже в Краснодарский край. Не исключено, что наши цветы появятся в Сочи. Хотя что–то мне подсказывает, что там уже есть свой поставщик — специально обученный.
Есть разница в потреблении цветочной продукции в Европе и у нас?
— Конечно. В Европе спрос на цветы круглый год. А у нас несколько ярко выраженных пиков продаж — под праздники. Но нет культуры повседневного цветочного потребления.
Может, просто жизнь трудная и людям не до цветов…
— Не скажите. Недавно одна из сетей DIY подсчитала, что чем хуже экономическая ситуация в стране, тем активнее идут продажи растений.
Понимаете, люди перестают покупать машины, квартиры, ездить в отпуск, а тяга к прекрасному остается. И удовлетворить ее можно всего за 100 рублей — купив цветок в горшке.
Кстати, когда экономика на подъеме, у цветоводов тоже растут продажи. Люди активнее покупают недвижимость и, как следствие, рассаду, а также более дорогие цветы в горшках для интерьера.
Раскроете главный секрет успешного цветоводства?
— С растениями можно договориться. Нужно знать, что им необходимо, и делать все вовремя.
 
 

Справка

ГК "Пулковские цветы"

> Создана в 2006 г. на базе производственного цветочно–питомнического объединения "Цветы" в Петербурге.
> Собственники с 2011 г.: кипрский офшор Surprises overseas Corp. (34%) и ЗАО "ПСХ" (66%).
> В активе две производственные площадки: ЗАО "Пулково–Цветы" в Петербурге и ЗАО "Радуга" в Кингисеппе.
> Компания контролирует 40% цветоводческого рынка Северо–Запада. Является крупнейшим (65%) поставщиком рассады для оформления Петербурга.

 
 

 
 

Персона

Алексей Стареньков

> Родился в 1976 г. в Петербурге. Окончил СПб лесотехническую академию по специальности "лесоинженерное дело". В 2005 г. — СПб государственный университет экономики и финансов.
> С 1998 по 2001 г. — работал в компании "Шмидт энд Олофсон, Марин".
> С 2001 по 2008 г. — занимал различные должности в санатории "Черная речка".
> С 2008 г. — совладелец ГК "Пулковские цветы" (доля в ЗАО "ПСХ" — 10%).
> Женат, воспитывает двоих сыновей.