Система оценки персонала в компании должна эффективно работать на всех этапах — при подборе кадров, обучении, развитии и управлении резервом.
Наиболее распространенные ситуации, когда компании может потребоваться оценка, — открытие новые подразделений, реструктуризация, ситуация слияния/поглощения либо просто разработка новой кадровой политики.
"Задачи оценки персонала всегда зависят от бизнес–задач компании и вектора ее развития, — уверена Юлия Сахарова, директор "HeadHunter Санкт–Петербург", — от тех вопросов, ответы на которые необходимо получить для оперативного или стратегического управления: начиная от простой оценки экономической эффективности сотрудников (например, выручка на сотрудника), мониторинга наличия и динамики развития ключевых компетенций и вплоть до анализа лояльности / вовлеченности".
Представление об идеале
Комплексные программы оценки служат основой для эффективного рекрутинга (assessment–центры для соискателей), формирования кадрового резерва сотрудников, управления талантами, карьерного планирования и т. д.
"Критерии оценки определяют два основных требования к сотруднику: рабочая эффективность и ожидаемые от него личные качества. Оценивается не только способность человека решать какие–либо задачи, но и его мотивация, психологические особенности, позволяющие добиваться определенных показателей в работе, — говорит Сергей Байтеряков, ведущий консультант департамента консалтинга кадровой корпорации ManpowerGroup. — Это основы, но у каждого владельца бизнеса, каждого менеджера есть свои представления об идеальном сотруднике, который обладает определенным набором характеристик — профессиональных и личностных".
Оценка через игру
Сегодня HR–специалисты применяют количественные (ранговый метод, балльная оценка, свободная балльная оценка) и качественные методы оценки (составление различных матриц, система выполнения задач, дискуссии, метод 360 градусов), а также смешанную методику. Последней все больше отдают предпочтение специалисты кадровых агентств.
Один из таких комбинированных методов — центр оценки, который часто применяется на этапе подбора персонала. Центр оценки (assessment center) — это групповой способ отбора, при котором сначала определяются важные для той или иной позиции компетенции, а затем кандидатам предлагается выполнить разные задания: презентации, дискуссии, ролевые игры. Эксперты в это время оценивают поведение кандидатов по компетенциям. Например, коммуникативные навыки, способность влиять, аналитические способности, другие необходимые и заранее определенные компетенции.
"Мне нравится центр оценки, потому что он позволяет увидеть не просто достижения человека в прошлом, но и то, как он реагирует и ведет себя в различных ситуациях. Центр оценки хорош еще тем, что позволяет кандидату сразу получить четкую обратную связь, и это отвечает рынку труда: кандидатам важно знать, по каким причинам их выбирают или нет", —говорит Мария Дворман, директор по персоналу кадрового агентства Adecco Group Russia.
Низкая эффективность
В большинстве своем применяемые методы оценки персонала не меняются, а просто становятся более удобными технически.
"Современные тренды свидетельствуют о появлении скорее новых инструментов, чем методик. Так, например, очень многие уже известные методы оценки в последние годы все активнее используются в онлайн–режиме, что повышает удобство проведения процедуры оценки и позволяет экономить время", — говорит региональный директор "CASE Санкт–Петербург" Анна Егорова.
Но есть методы, которые все же показывают себя менее эффективными. Так, повальное увлечение системой KPI (ключевые показатели эффективности) для оценки персонала, похоже, уходит в прошлое.
"Этот метод активно внедрялся практически в каждой компании, но оказался малоэффективным, из–за чего многие компании разочаровались в нем, — говорит Сергей Байтеряков. —Почему? В основном из–за влияния менеджмента, владельцев бизнеса. В некоторых случаях показатели были просто недостижимы или первые лица считали, что следовать установленным правилам должны только их подчиненные".
По данным опроса HR–менеджеров российских компаний, проведенного компанией HeadHunter, 23% компаний ставят задачу по разработке и внедрению централизованной системы оценки и тестирования персонала и/или созданию assessment–центров в качестве одного из приоритетов работы с персоналом на ближайшую перспективу.