Консалтинговым фирмам, специализирующимся в сфере недвижимости, все чаще приходится обслуживать проекты, расположенные на пригородных землях вокруг Петербурга.
Это вполне закономерно: сегодня именно эта зона развивается наиболее активно, причем у многих застройщиков еще нет собственного опыта работы на этой территории.
Впрочем, подтверждают опрошенные эксперты, у них пока немало заказов и на проекты, расположенные в обжитых районах мегаполиса. "Проекты комплексного освоения территорий (КОТ), как правило, рассчитаны на длительный срок реализации.
Девелоперам, которые берутся за них, важно понимать движение ситуации: что будет происходить на рынке через 2–3 года и дальше. Застройщики привлекают консультантов, чтобы понять, кто покупает жилье, как выстроить оптимальную квартирографию того или иного жилого комплекса, какие можно предложить варианты отделки", — делится опытом Игорь Горский, партнер компании London Real Invest.
"Застройщикам важно правильно оценить потенциал территории и не перестараться с наполнением проектов различными фишками, которые могут сделать проект слишком дорогим", — дополняет Ольга Трошева, руководитель консалтингового центра "Петербургская Недвижимость".
Экономный совет
По словам экспертов, по сравнению с прошлыми годами число заказов на маркетинговые исследования ощутимо возросло. Прежде всего заказчиков интересует текущий спрос, меньше — анализ конкурентной среды.
Во времена активного рынка застройщики не уделяли большого внимания изучению запросов покупателей, но теперь, когда продавать стало сложнее, строительные компании хотят иметь как можно более полную информацию о потенциальных клиентах и готовы услышать мнение экспертов со стороны. Выходящие на рынок зарубежные и московские компании, как правило, не обходятся без услуг консультантов.
"Англичане не зря говорят: самое дешевое — это бумага. Помню, мы выполняли заказ для одной московской фирмы. Принесенный отчет после ознакомления заказчик при мне выбросил в урну и тут же поблагодарил за хорошую работу. В ответ на мой изумленный взгляд пояснил, что при показанной в отчете доходности проект его не интересует.
И что благодаря нашим усилиям он только что сэкономил $10 млн", — вспоминает Игорь Горский.
Если раньше отчеты консалтинговых фирм использовались в основном для получения кредитов в банках, то сегодня, отмечают опрошенные специалисты, застройщики чаще используют их для реального понимания продукта.
Хотя, конечно, почти не бывает такого, чтобы застройщик выполнил все советы консультантов. "Наши рекомендации берутся клиентами в работу примерно на 70–80%", — отмечает Марина Селиванова, руководитель отдела продаж компании "БТК–девелопмент". Другие эксперты еще скромнее в оценках.
При этом многие застройщики настроены весьма критично к деятельности консультантов. "Нам гораздо более интересны комментарии наших коллег, чем рассуждения консультантов–теоретиков. У нас был опыт работы с известной консалтинговой компанией.
Они приехали на площадку, описали местность, сфотографировали, побеседовали с нами и выдали наше мнение в качестве маркетингового заключения", — сетует Юлия Блинова, директор по маркетингу и продажам компании "Русь: Новые Территории".
Теперь дешевле
Стоимость услуг специалистов по консалтингу начинается от 100 тыс. рублей. За такие деньги клиенты могут получить маркетинговое исследование спроса и предложения в выбранном сегменте.
Примерно в такую же сумму обойдется анализ наилучшего и наиболее эффективного использования территории. Это нижний предел, в зависимости от объемов работ и бренда консультанта стоимость может существенно вырасти. Разработка концепции жилого комплекса стоит не меньше 300 тыс. рублей. Алексей Рогов, руководитель департамента консалтинга по недвижимости "РусМаркетКонсалт", отмечает, что несколько лет назад за такую работу брали вдвое больше, сегодня консультанты вынуждены умерить запросы из–за возросшей конкуренции.