Какими бы серьезными ни были взаимные претензии поставщиков и потребителей электроэнергии, существовать друг без друга они не могут. Чтобы приблизить противников к компромиссу, "ДП" собрал круглый стол под названием "Все, что бизнес не знал о технологическом присоединении к электросетям в Петербурге, но боялся спросить".
Александр Пирожков, редактор отдела "Новости" газеты "Деловой Петербург" (модератор):
"В отношениях между поставщиками и потребителями электроэнергии в нашем городе сложилась непростая ситуация.
Предприниматели, не имеющие договоров на электроснабжение, столкнулись с необходимостью оплачивать крупные счета. Право требовать такую плату энергетики получили после вступления в силу в прошлом году постановления правительства № 442. Заключить договор на электроснабжение организациям непросто — для этого требуется собрать пакет документов, включающий, в частности, акт о технологическом присоединении от сетевой компании.
Бизнесмены жалуются, что процедура получения такого документа слишком сложна и дорога, энергетики говорят, что это не так. Давайте выслушаем аргументы сторон и подумаем, как выйти из этой ситуации к обоюдному согласию, с наименьшими потерями и для потребителей, и для поставщиков электроэнергии".
"Большинство предпринимателей Петербурга считают одним из главных препятствий для развития бизнеса сложность взаимодействия с энергетиками. Проблемы в развитии электрических сетей, особенно в центральной части города, накапливались много лет. В результате предприниматели не имели законных, документально подтвержденных энергетиками оснований для заключения договоров электроснабжения и оплачивали потребляемую электроэнергию по бездоговорной схеме. С выходом постановления правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 этот ящик Пандоры вскрыли. Пошла лавина проверок, множество компаний получили предписания энергетиков оформить в законном порядке (за 2 месяца) договоры электроснабжения. У большинства предпринимателей нет таких договоров, так как сами энергетики не выдают документы, необходимые для их заключения. Согласно требованиям закона их нужно просто отключить. Но тогда возникает вопрос: а до этого почему у них брали деньги за электроэнергию?
Как представители городского правительства, мы считаем, что так общаться с бизнесом нельзя, нужно найти компромисс. Как можно планировать бизнес, если ты не знаешь, когда к тебе придут и отключат электричество? В городе около 15 тыс. так называемых бездоговорников. Учитывая, что предприниматели зачастую не владеют нюансами энергетического законодательства, мы проводим разъяснительную работу и в ближайшее время предложим программу мероприятий по разрешению сложившейся ситуации. На время реализации этих мероприятий мы предлагаем энергетикам внедрить временные схемы оформления договоров электроснабжения".
Сергей Ересов, директор по технологическому присоединению
ОАО "Ленэнерго"
:
"На 2009 год приходился пик стоимости технологического присоединения в Петербурге, а сейчас стоимость по отношению к этому периоду снижена уже более чем в 2 раза. Тарифы устанавливают органы исполнительной власти — ФСТ в лице регионального представителя комитета по тарифам по Петербургу и Ленобласти. И мы работаем ровно по тем ставкам, которые нам устанавливает государство.
Что касается сложности техприсоединения — это первая проблема, с которой мы столкнулись в 2010 году, когда в "Ленэнерго" пришла новая команда менеджеров. Действительно, дико были затянуты сроки по заключению договоров на него — средний срок доходил до 8 месяцев. Мы начали с того, что провели большое количество преобразований в компании. Теперь открыт новый центр по работе с клиентами, сроки кардинальным образом сокращены, количество документов и сложность стали меньше.
Что касается проблемы бездоговорного потребления... Прозвучала приблизительная оценка — 15 тыс. Это то количество потребителей, которые получают электроэнергию незаконно. Да, они сетуют на сложность техприсоединения, но у нас в городе всего 6 тыс. действующих договоров на него, это менее половины потребителей. То есть более чем две трети предпринимателей даже не делали попыток обратиться в сетевую компанию — просто потому, что так было удобно. Но сейчас законодательство изменилось, причем не по требованию сетевой компании "Ленэнерго". Мы имеем то, что имеем, и должны думать, как из этой ситуации можно выйти. Мы понимаем озабоченность бизнеса и пытаемся идти ему навстречу, однако считаем, что в потреблении электроэнергии нужно наводить порядок".
Алексей Морозов, главный энергетик петербургского филиала
ЗАО "ЭР-Телеком Холдинг"
:
"В Петербурге есть определенные сложности установки договорных отношений как с "Ленэнерго", так и с Петербургской сбытовой компанией. В более мелких городах эта проблема решается гораздо проще. Хотя в последнее время, с открытием клиентского центра ОАО "Ленэнерго", наметилась позитивная тенденция — сроки заключения договоров сократились в разы.
Раньше оформление договора техприсоединения длилось месяцами, в последнее время оно осуществляется за 1–1,5 месяца. Но в мелких городах России можно заключить такой договор за 2–3 недели. Причем дефицит мощности есть не только в Петербурге — он есть везде, за исключением некоторых моногородов, где были крупные концерны, например металлургические комбинаты, которые снизили объемы производства, и у них остались неиспользованные мощности.
Основная задержка происходит на завершающем этапе выполнения договорных обязательств. ОАО "Ленэнерго" затягивает сроки оформления актов технологического присоединения".
Сергей Кузнецов, инженер-энергетик
ООО "МЕТРО Кэш энд Керри"
:
"Действительно, существует проблема затягивания сроков техприсоединения. У нас есть несколько договоров, которые заключены в 2003, 2006, 2009 годах, и они до сих пор еще не закрыты, по ним не получены закрывающие документы со стороны "Ленэнерго". Соответственно, как иностранная компания, мы корректируем планы дальнейшего развития в Петербурге. Инвесторы говорят: вы сначала отчитайтесь по уже открытым объектам, потому что вы заплатили хорошие деньги за техприсоединение, а фактически не совсем законно подключены".
Сергей Ересов:
"Коллеги, давайте все–таки смотреть на проблему не с точки зрения просто лозунгов "хотелось бы лучше". Мы много для этого делаем, но внутреннего ресурса сетевой компании недостаточно. Мы практически уперлись в границу оптимизации. Ведь закон суров, закон именно в области электроэнергетики крайне жестко регламентирует энергетиков. Но что мы можем сделать с точки зрения ускорения и сокращения бюрократических процедур строительства в условиях большого мегаполиса? Попробуйте в центре города договориться и пройти Невский пр., проложить по нему линию или где–нибудь в центре города построить новую трансформаторную подстанцию.
Заявитель в нашем городе может прийти в любую точку, несмотря на то, что это: энергодефицитный район, исторический центр или район новостроек, где недавно была создана хорошая и развитая квартальная внешняя сеть электроснабжения, — и на законных основаниях потребовать в течение года предоставить ему электрическую нагрузку в любом необходимом ему размере. И мы не имеем никакой возможности заявителю сказать: это энергодефицитный район, ну сами подумайте, где вы открываете бизнес. Это большая проблема для сетевой компании. Но мы в любом случае вынуждены ее решать в крайне сжатые сроки, и у нас большой опыт.
Я уверен, что построить сети быстрее, чем "Ленэнерго", в нашем городе практически никто не сможет. Давайте посмотрим на так называемые денежные имущественные схемы — договоры, когда заявитель самостоятельно строит внешнюю схему электроснабжения. В 70–80% случаев это договоры просроченные, то есть заявитель не успевает в течение 2 лет построить внешнюю сеть, сдать ее в регулирующие органы и ввести в эксплуатацию".
Андрей Зузенко, директор по техническому сервису ЗАО "ЭР-Телеком Холдинг":
"Безусловно, "Ленэнерго" меняется, мы видим позитивные сдвиги. Куда двигаться дальше? Надо понимать, что все клиенты разные. И для того, чтобы построить дом, должен быть один тип присоединения, один тип договора, один бизнес–процесс. А то, что касается операторов широкополосного доступа, которых по 10–15 в каждом доме и каждый потребляет всего 50 ватт, то, наверное, бизнес–процессы должны быть другие, потому что делать на каждое подключение свою заявку, свой договор, свой акт — это безумство. Ни одна информационная система с этим не справится. Тут нужно менять подход к клиентоориентированности. "Ленэнерго" нужно сейчас своих клиентов поделить на разные категории и выработать для них разные правила игры.
В Петербурге компания "ЭР–Телеком Холдинг" подключила к своей сети более 5 тыс. домов, на каждый нужно заключить отдельный договор с "Ленэнерго", получить акт присоединения. Соответственно, даже если делать по 100 заявок в месяц ("Ленэнерго" идет нам навстречу, говорит: да, мы будем делать по 100 заявок — и они стараются, у них даже много что получается), то это пройдет 4 года на легализацию всех точек присоединения. Четыре года мы будем воровать, незаконно потреблять электричество, при этом мы хотим и готовы платить, но у нас не получается.
Строительство сети началось 2,5 года назад, и было понятно, что за электричество надо платить. Заключение договора на каждый дом растягивалось на год. Поэтому мы быстро нарисовали акты без учетного присоединения и по ним платили деньги. И вдруг появляется новое постановление №442, и получилось, что мы теперь должны платить 20 тыс. рублей ежемесячно за то, за что платили 200 рублей. Экономика вся развалится, бизнес должен закрыться и уйти. Это тоже нонсенс, правила игры не могут так меняться, надо придумать переходный период либо временные правила. Мы переживем и все оплатим, но небольшие коммерческие структуры находятся на грани банкротства, они говорят: мы не можем оплатить такие счета, нам проще закрыть магазин".
Сергей Ересов:
"Мы понимаем, что бизнесу нужна электроэнергия как можно дешевле, быстрее, качественнее, но в то же время мы живем в сегодняшних реалиях. Ситуация примерно такая же, как с пробками на дорогах. Это тоже инфраструктура, которая не поспевает за темпами развития экономики и ростом уровня доходов населения — машин становится больше, а дороги не справляются.
Сети изношены, строить в больших мегаполисах дорого и долго. Соответственно, эти вопросы самостоятельно сетевой компании действительно не решить. Здесь нужна огромная помощь как региональных властей, так и на федеральном уровне, потому что бизнес сейчас опережает развитие инфраструктуры, это объективно, и мы не можем работать на перспективу. Мы сейчас работаем догоняя, по факту обращения. Обратились здесь — мы побежали строить сюда, обратились там — побежали туда, и это как фронт: решаешь, куда бросить последние резервы. А мы ограничены в своих резервах, мы не можем вложить миллиарды и резко модернизировать сеть в городе".
Эльгиз Качаев:
"На мой взгляд, проблему модернизации электросетей необходимо решать сообща городу и "Ленэнерго", с привлечением в том числе государственных банков".
Виталий Фатеичев, руководитель комитета по энергетике СПб отделения общероссийской общественной организации
"Деловая Россия"
:
"Почему бы не передать возможность строительства электросетевых объектов самому предпринимателю, который мог бы за собственные деньги построить сети и либо передать их "Ленэнерго", либо оставить у себя? При этом заказчик бы контролировал сроки и стоимость строительства и понимал, когда он получит документы на объект".
Сергей Ересов:
"Если заявитель, как вы говорите, не хочет передавать сеть на баланс сетевой компании, что мы будем иметь в городе? Лоскутную, разорванную систему электроснабжения, не взаиморезервирующую, потому что заявитель будет строить локальные сети только для себя. Он не будет этими сетями подхватывать, поддерживать соседей.
Застройщик, если он построит сети только для себя, не дает потом возможности подключать сторонние организации, а в этом же квартале может находиться детский сад, школа, отдел полиции. Потом в этих домах появляются малые предприниматели, которые тоже хотят подключиться к сетям сетевой компании. Им почему–то не понравились условия застройщика, они хотят подключиться к сетям "Ленэнерго" — и мы будем вынуждены строить свои сети параллельно".
Виталий Фатеичев:
"Я бы назвал две проблемы: первая — это высокая стоимость строительства, вторая — это его сроки. Я уверен, что большие, крупные предприятия готовы будут платить те цены, которые устанавливает город на присоединение, если присоединение будет производиться в срок.
К сожалению, на данный момент "Ленэнерго" должно предпринимателям 13 млрд рублей — это тысячи предприятий, которые оплатили работы "Ленэнерго", но до сих пор так присоединение и не получили — это с 2008 года. Вы говорите о среднем сроке присоединения 1 год и 2 месяца, но как такое может быть, если 13 млрд задолженности?"
Сергей Ересов:
"Это тысячи потребителей, которые накопились за 6 лет, а мы принимаем десятки тысяч заявлений ежегодно. То есть в год, условно говоря, 10% остались недовольны, а 90% получили свою услугу в приемлемые для себя сроки за приемлемые для себя деньги и благополучно ведут свой бизнес.
Недовольными остаются потребители с самыми сложными типами технологических присоединений, и мы постепенно решаем их проблемы".