Эпидемии фиктивных разводов в Госдуме нет: за год развелись всего восемь человек

Автор фото: Кулыгин Александр

Dp.ru прочитал декларации депутатов Госдумы и выяснил, что никакой "эпидемии разводов" в парламенте нет. Ранее неназванные источники сообщали, что депутаты массово фиктивно разводятся, чтобы скрыть имущество. Но, похоже, наблюдатели то ли бросают тень на Госдуму, то ли увлеклись разоблачениями.

В начале апреля сразу несколько СМИ сообщили о том, что депутатов Госдумы якобы постигла эпидемия разводов. Неназванные источники сообщали о нескольких десятках безвременно разведшихся парламентариев.
Объясняли эти процессы так: во власти идет кампания по чистке рядов, депутаты ее боятся. Большинство разводов являются фиктивными: парламентарии записывают на якобы бывших жен свои квартиры, компании и автомобили.
Еще одним поводом уводить супругов в тень стал якобы рассматриваемый сейчас законопроект о запрете чиновникам и депутатам иметь собственность и счета за границей. Мало кому из собственников испанских и итальянских дач нравится эта идея. И очень удобно, если оказывается, что собственник дачи — жена, особенно бывшая.
Однако при ближайшем рассмотрении выяснилось, что никакой эпидемии разводов в Госдуме нет. Dp.ru сравнил декларации за 2012 год (опубликованные на этой неделе) с их прошлогодними аналогами. Депутатов, которые в прошлом году жен указывали, а в этом — нет, восемь из 450, то есть около 2%. Вряд ли можно считать этот показатель невероятно высоким.
Своих супругов, по официальным данным, лишились Бекхан Агаев, Денис Волчек, Виталий Ефимов, Владимир Жириновский, Светлана Максимова, Олег Пахолков, Александр Потапов и Сергей Собко.
Некоторые из этих депутатов, в приемную к которым дозвонился dp.ru, обещали предоставить комментарий по этому вопросу несколько позже. Помощники Сергея Собко сказали, что комментировать этот вопрос не будут, поскольку он касается личной жизни, а не общественной деятельности депутата.
"Потеряли" своих жен, кстати, не только депутаты, но и некоторые чиновники. Так, в декларации министра транспорта Максима Соколова указаны трое его сыновей, но не указана жена. Получить комментарий по этому вопросу в министерстве пока также не удалось.
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский в присущем ему стиле уже успел объяснить, что никакого развода у него не было: с женой он якобы состоит в церковном браке и указывать ее в декларации не обязан, в прошлом году указал, в этом — нет. Некоторые наблюдатели сомневаются в достоверности этой информации, но документально она не опровергнута.
Что касается остальных депутатов, то, если посмотреть на их прошлогодние декларации, выяснится, что фиктивные разводы вряд ли имели бы смысл. Только жена депутата Собко зарабатывала намного больше мужа (почти 35 млн рублей). Остальные миллионерами не были. Хотя нельзя исключать, что они "стали" ими сейчас: депутаты испугались, что в этот раз проверить могут серьезнее, чем раньше, и переоформили собственность на бывших супругов.
В любом случае эти процессы коснулись небольшого количества парламентариев. Когда впервые появилась информация со ссылкой на "источники" о том, что в Госдуме произошло несколько десятков фиктивных разводов, некоторые эксперты заговорили о том, что против депутатов ведется спланированная кампания по дискредитации, а целью ее является создание имиджа Госдумы как цельной группы "жуликов и воров".
Ради достижения этой цели могут объединиться такие необъединяемые силы как несистемная оппозиция (в рамках борьбы с действующей властью) и исполнительная власть (в рамках повышения рейтинга Кремля за счет выгодного депутатского фона).
По другой версии, никакой спланированной кампании не было, а наблюдатели просто увлеклись антикоррупционными разоблачениями — настолько, что им самим хочется, чтобы коррупционеров было побольше и чтобы было что разоблачать.