С начала года цены на рекламу увеличили далеко не все владельцы рекламоносителей в Петербурге. По мнению экспертов рекламного рынка, основной рост произойдет во второй половине 2013 года.
Медленно, но верно
По словам игроков рынка интернет–рекламы, с начала 2013 года стоимость размещения медийной рекламы как на федеральных, так и на локальных площадках выросла на 10–15%.
"Федеральные интернет–ресурсы, как правило, увеличивают цены на размещение планово. Так, "Яндекс", например, традиционно делает это раз в год", — комментирует Максим Виноградов, директор по рекламе интернет–агентства RealWeb. Причем на гораздо меньший процент, чем это было, например, в прошлом году, когда стоимость медийной рекламы выросла на 60%.
"Довольно существенный рост цен сегодня можно отметить у интернет–ресурсов, посвященных недвижимости и строительству", — говорит Максим Виноградов. По его словам, в последнее время бюджеты строительных и девелоперских компаний стремительно растут, и интернет–площадки, подняв цены на размещение, попросту отреагировали таким образом на растущий спрос.
Если же говорить в целом, то стоимость 1 тыс. контактов осталась на уровне прошлого года, а площадки зарабатывают больше денег благодаря росту аудитории, уточняет Алексей Куприянов, генеральный директор интернет–агентства TRAFFIC.
Во второй половине года участники рекламного рынка ждут еще одного изменения цен.
"Это не означает стандартного повышения, — замечает Максим Виноградов, — речь идет о корректировках в зависимости от показателей продаж".
Тихим ходом
По словам представителей крупнейших телекомпаний, в I квартале рост цен если и был, то незначительный. Однако в рекламных агентствах, которые занимаются размещением рекламы, говорят, что он составил в среднем 10%.
"На крупных каналах, особенно на СТС, эта цифра больше — вплоть до 20%, — говорит Анна Левчук, медиадиректор коммуникационного агентства Media Price. — На наш взгляд, рост обусловлен слиянием медиаселлера "Видео Интернешнл" (ВИ) с Первым каналом и присоединением к тем каналам, которые ВИ продавал, новых. В итоге ВИ стал практически монополистом в Петербурге, единственный его конкурент — медиаселлер "Алькасар", у которого только четыре телеканала, где основной объем и конкуренцию делают ТНТ и НТВ. Отсюда и изменения в политике скидок в сторону их снижения".
В самом ВИ рост цен объясняют приходом новых рекламодателей. "В I квартале 2013 года появилось на 20% больше новых для ТВ рекламодателей", — говорит Анастасия Тихонова, коммерческий директор "Видео Интернешнл Петербург". Однако, по ее мнению, по отдельным товарным категориям, например медицинские услуги, лекарства и БАДы, в 2013 году заметно снижение активности рекламодателей. Анастасия Тихонова отмечает, что развитие рынка формируют прежде всего местные рекламодатели, заметно увеличившие активность, но по сравнению с федеральными рекламодателями размер закупки у местных ниже, а хронометраж роликов — меньше.
Во второй половине года эксперты ожидают еще одну волну роста цен на ТВ–рекламу.
"Скорее всего, это произойдет осенью, в сезон особой рекламной активности компаний, но вряд ли рост превысит 10%. Это отчасти объясняется эффектом базы: в прошлом году темпы роста в первом полугодии были выше, чем во втором", — говорит Николай Гришков, генеральный директор компании "Алькасар СПб".
Сообщающиеся сосуды
Операторы наружной рекламы цены повысили на 5–10%. "Рост обусловлен инфляцией, увеличением цен на энергоносители и сопутствующие услуги", — говорит Дмитрий Малаканчиков, коммерческий директор РА "Реклама–центр".
По словам Дмитрия Ганибалова, директора по продажам и маркетингу компании "Волгобалт Медиа", в основном увеличились расценки на рекламные щиты 3х6 м. "В зависимости от места установки носителя стоимость поверхности варьируется от 30 тыс. до 70 тыс. рублей, самые дорогие поверхности — на набережных и основных магистралях города", — комментирует он.
Дальнейший рост, по мнению участников рынка, неизбежен, однако конкретные цифры эксперты назвать затруднились. "Изменение прайса в сторону роста планируется в связи с сокращением рекламных площадей после введения в Петербурге "Концепции развития рынка наружной рекламы". На стоимость наружной рекламы также повлияют торги на продление договоров на аренду рекламных мест", — уверен Дмитрий Малаканчиков.
Реклама на транспорте подорожала в среднем на 15%. И было это, по словам Павла Михайлова, коммерческого директора агентства "062–Реклама", плановым повышением цен. Второе плановое подорожание состоится в августе — еще на 10–15%. По словам экспертов, чем меньше статичных рекламоносителей в центре города, тем выше спрос на рекламу на транспорте, курсирующем в центре.
В два захода
В целом в сегменте радио в I квартале текущего года цены выросли в среднем не более чем на 10%. Основная причина роста — медиаинфляция.
Впрочем, некоторые радиохолдинги повышают цены постепенно. Так, по словам Александра Регнера из вещательной корпорации "Проф–Медиа" ("Авторадио", "Юмор FM", Energy, "Радио Romantika" и др.), в I квартале в Петербурге на радиостанциях холдинга цены увеличились только на 5%. Повышение еще на 5% запланировано во второй половине года.
Наперекор судьбе
Несмотря на общее падение рекламных сборов в прессе, которое эксперты отмечали по итогам 2012 года (см. "ДП" № 48/13), некоторые издания все же решились на повышение расценок в I квартале 2013 года. По данным ГК "Гортис", цены выросли у "Коммерсанта" (+10%), газеты "Метро" (+10%), а "КП в Санкт–Петербурге" увеличила прайс на 40%.
"Это все плановое повышение, связанное с медиаинфляцией, — комментирует Григорий Матыжев, управляющий директор газеты "Метро–Петербург". — Изменений в структуре рекламодателей в связи с ростом цен мы не зафиксировали". В традиционном осеннем повышении цен Григорий Матыжев пока не уверен. "Все будет зависеть от ситуации на рынке. Но последние 2 года мы повышаем цены уже 1 раз в год вместо 2", — говорит он.
"На фоне общего падения спроса издания применяют различные методы для дальнейшего существования — например, оптимизируют систему распространения, тиражи и т. п., — говорит Андрей Волков, управляющий партнер ГК "Гортис". — Не многие сейчас идут на повышение рекламных прайсов, хотя ни от медиаинфляции, ни от роста затрат на печать и распространения никуда не деться".