Наталья Романова, генеральный директор Cirque du Soleil Rus, рассказала "ДП", каким образом цирк связан в России с "Макдоналдсом" и "Кока–Колой", и объяснила, чем отличаются продажи билетов в Москве и Петербурге.
— Надо начать с того, что штаб–квартира компании находится в Монреале и это всегда был и творческий, и деловой центр компании. Единственное подразделение находится в Лас–Вегасе, поскольку именно там сконцентрированы стационарные шоу. Их сейчас семь, восьмое откроется в мае, и, конечно, они требуют постоянного оперативного управления. Никаких других ни филиалов, ни дочерних компаний по миру у Cirque du Soleil нет.
Поэтому наша компания — Cirque du Soleil Rus, можно сказать, уникальное явление, поскольку она была создана не для управления уже существующими шоу, как это было в Лас–Вегасе, а именно для развития бизнеса на территории России и стран СНГ. То есть создание компании в России — это было стратегическое решение руководства цирка.
На фото: Парад артистов и музыкантов из шоу Alegria от Cirque du Soleil прошел в историческом центре Санкт-Петербурга.
В связи с чем было сделано такое исключение? Местный рынок казался
настолько перспективным?
— Разумеется. Наш рынок очень привлекателен, я думаю, не только для индустрии развлечений, но и для любой другой. Индустрия развлечений даже, наверное, отстает в этом плане на несколько лет от основных тенденций.
Конечно, Cirque du Soleil всегда интересовался тем, что происходит в нашей стране, из–за старейших и очень сильных цирковых традиций, которые существуют и в России, и на Украине.
Но к вопросу открытия бизнеса здесь они подходили очень осторожно и долго взвешивали все риски. Ведь когда материнская компания находится далеко за океаном, очень сложно черпать сведения об инвестиционном климате в России только из средств массовой информации. Ведь Cirque du Soleil — североамериканская компания, и только последние 10 лет она активно расширяет свой гастрольный график на другие континенты: в Австралии, Азии и Европе.
Так что наша компания появилась в результате благоприятного стечения обстоятельств: с одной стороны, желания Cirque du Soleil начать бизнес в России, с другой — встречи с семьей бизнесменов Кохон. Они зарекомендовали себя как люди, которые смогли построить успешный бизнес в России: Джордж Кохон фактически открыл первый "Макдоналдс" в России (и это было именно канадское представительство, как мы знаем), а его сын Крейг Кохон строил завод "Кока–Кола" в Подмосковье. В результате наша компания появилась в форме совместного предприятия Cirque du Soleil как мажоритарного акционера и семьи Кохон в 2008 году.
Компания была открыта, несмотря на кризис?
— Именно. Наша первая пресс–конференция вызвала много подобных вопросов у СМИ: "Вы вообще знаете, какое сейчас время на дворе? Вы хорошо подумали? Вы вообще читаете прессу?" Мы отвечали, что именно в кризисные времена людям свойственно искать какую–то радость и позитив, отвлекаться от каких–то сложностей в жизни. И я до сих пор считаю, что это было очень своевременно.
Прогнозы оправдались?
— Да, в основном оправдались. Мы понимали, что в России нам придется конкурировать с кино, телевидением и Интернетом, которые являются основными средствами досуга, согласно маркетинговым исследованиям. Конечно, иногда проходят яркие концерты зарубежных звезд, есть свой театр, своя культурная жизнь. Но постоянно действующих долгоиграющих проектов в сфере развлечений практически нет.
Но риски оказались оправданны. Наше первое шоу — Varekai в 2009 году в Москве — оказалось очень успешным. На следующий год мы привезли шоу Corteo в Петербург, Москву и Казань. А еще через год мы познакомили зрителей с другим форматом шоу Cirque du Soleil Rus — арена–шоу. Это позволило нам еще больше расширить график гастролей.
Шоу в России — это гастролирующая труппа или есть какая–то российская
команда?
— Нет, это только одна труппа. Это нам всегда было очень важно донести до зрителей, и это одно из отличий Cirque du Soleil от многих других представлений, например известных международных мюзиклов, которые ставятся в Москве.
В каждом шоу Cirque du Soleil работает собственная труппа. Например, артисты шоу Alegria путешествуют с ним по миру уже больше 5 лет. Формируются действительно династии. Иногда люди переходят из одного шоу в другое, но никогда нет второго состава. Шоу Kooza, которое идет сегодня в Мадриде под собственным куполом, в Москве в сентябре зрители увидят ровно с теми же артистами, ровно в той же последовательности номеров, с той же режиссерской идеей.
В этом и есть одна из особенностей (и одновременно сложность) Cirque du Soleil — согласовать все эти гастрольные графики.
Задача вашей компании — организовать весь этот процесс?
— Российская компания отвечает в первую очередь за стратегическое планирование: региональное расширение гастролей, увеличение их частоты, увеличение количества шоу разных форматов — это мы все определяем самостоятельно. А дальше, после того как определена стратегия, начинается ее реализация. Это огромный блок вопросов, связанных с подготовкой всего до приезда шоу: от подбора поставщиков и подрядчиков до реализации билетов и рекламы. Когда шоу приезжает — это уже финальный аккорд.
Насколько штаб–квартира регулирует вашу деятельность?
— Правильнее говорить не о регулирующей, а о согласовательной функции. Монреальская штаб–квартира — не просто мажоритарный акционер. Это компания, которая обладает колоссальным опытом гастрольной деятельности и которая по–прежнему служит креативным центром, где рождаются идеи, а потом и создаются все шоу Cirque du Soleil.
Безусловно, мы всегда согласовываем все гастрольные графики. Это всегда очень сложные цепочки, которые планируются на несколько лет вперед. Например, если запланировано, что какое–то шоу будет 7 месяцев гастролировать по странам Латинской Америки, то нет смысла везти его к нам через океан ради 2 недель или даже 2 месяцев гастролей в России. Это очень дорого, накладно и нецелесообразно.
Но я должна сказать, что за 5 лет работы мы заработали существенный кредит доверия в монреальской штаб–квартире, поскольку мы всегда присутствуем на всех заседаниях советов директоров и управляющих органов. В результате еще на этапе планирования мы всегда можем высказать свои мнения и пожелания относительно того, какой период гастролей благоприятен для России и для Украины, какое шоу и в какой последовательности стоит привезти. И мы видим, что к нашему мнению прислушиваются.
И, безусловно, финансовый отчет и все стратегические решения мы согласовываем со штаб–квартирой.
Назовете финансовые показатели компании?
— Организация гастрольной деятельности — очень затратный бизнес. Но в этом, собственно, и интерес — делать так, чтобы все это было рентабельно.
Прибыль наша компания начала приносить с 2011 года. То есть прошло 3 года, прежде чем мы смогли наладить бизнес–модель, которая была бы не только самоокупаемой, но и рентабельной. Но, на мой взгляд, это нормальный срок, особенно для индустрии развлечений, так все и было запланировано в стратегии развития компании. При этом надо понимать, что у нас проектная деятельность. Есть шоу — есть выручка. Нет шоу — одни затраты на рекламу, на офис и прочее.
Оборот компании мы не раскрываем. Но могу привести такие цифры: в прошлом году, когда в Кремлевском дворце проходило шоу Zarkana, мы встречали нашего миллионного зрителя в России. При этом в зависимости от формата средняя цена билета варьируется от $70 до $100. На арена–шоу билеты немного дешевле — около 2 тыс. На big top show — около 3 тыс. рублей.
Какова разница между этими форматами?
— Мы разделяем все гастрольные шоу на два типа: шоу под собственным куполом (big top show) и арена–шоу. Для организации первого шоу нам нужна просто ровная асфальтированная площадка 100 на 200 метров. И там мы возводим свой город, с рестораном, школой и другой инфраструктурой. По сути, шоу под собственным куполом — это путешествие с собственным зрительным залом. Перевозится огромное количество реквизита, сценического оборудования, костюмов, декораций и прочего. Перевозка всего необходимого требует 70 грузовиков, поэтому это очень затратная модель, сложная логистически. И, чтобы эти затраты хоть как–то окупились, шоу такого формата должно быть представлено на рынке не меньше 6 недель, чтобы его посмотрели не менее 100 тыс. зрителей. Арена–шоу проходят на существующих, обычно спортивных, площадках. Это более гибкий формат. Такое шоу требует 14 – 16 еврофур, которые могут приезжать на 1 неделю. Необходимая аудитория — около 30 тыс. зрителей.
При том что количество сотрудников сопоставимое — около 100 человек: половина — труппа артистов, половина — технического и административного персонала. Кроме того, арена–шоу дает возможность географического расширения в России, потому что вы можете себе представить, как далеко смогут уехать 70 фур шоу под собственным куполом по нашим дорогам. Куда–нибудь на Урал или в Сибирь зимой — это просто невозможно.
Но с арена–шоу есть другая проблема: подходящих помещений очень мало. Наша команда технических специалистов объездила необъятное количество городов нашей страны с Дальнего Востока до Калининграда в поисках подходящих площадок. Самые важные критерии — высота потолков и нагрузка, которую они могут выдержать. В итоге получилось пять–семь вариантов на всю страну.
Вот Ледовый дворец в Петербурге — одна из самых современных площадок в нашей стране — не вызывает у нас, конечно, никаких вопросов.
Как отличаются зрители в России от других стран?
— Я могу сказать, что, когда мы разговариваем с артистами из труппы, они говорят, что очень нервничают перед выступлением в России, потому что они считают российского зрителя очень образованным и очень требовательным в культурном смысле. Они прекрасно знают о наших литературных, музыкальных, спортивных, цирковых традициях. И понимают, что люди, которые придут на шоу, знают много, видели много и ожидают многого. Одно дело показать сложную акробатику в странах, где в общем–то нет своего постоянного цирка или спортивных звезд, а другое дело — удивить российского зрителя, которого с 5 лет родители водят в цирк.
Если говорить о покупательной способности, то рынки разных городов России очень отличаются. Мы стараемся уловить эту разницу и найти действительно какой–то свой подход к каждому. В Москве, особенно на 2–3–й год работы, наши зрители, кажется, вообще перестали обращать внимание на стоимость билетов. Здесь всегда в первую очередь раскупаются самые дорогие билеты. Люди понимают, что не получат такого удовольствия от просмотра шоу. В других городах, например в Казани, наоборот: наполнение зрительного зала идет с задних рядов. В Петербурге это происходит более–менее равномерно во всех трех ценовых категориях.
Но я хочу обратить внимание, что, когда мы приходили на российский рынок в 2009 году, диапазон цен на наши билеты был от 1,2 тыс. до 6 тыс. рублей, и мы часто слышали жалобы, что это дорого. И вот за эти 5 лет мы не поднимали стоимость билетов.
Сейчас билет на шоу под собственным куполом стоит от 1,5 тыс. до 6 тыс. рублей, на арена–шоу — от 1 тыс. до 3 тыс. рублей. Согласитесь, что сейчас это уже не так дорого. Билетом за 3 тыс. рублей на первый ряд шоу международного уровня сложно кого–то испугать. Часто билеты на концерты звезд стоят в разы и в десятки раз выше, чем на наше шоу.
Но, несмотря на то что это бизнес, мы стремимся к тому, чтобы Cirque du Soleil оставался доступным для большинства зрителей.
Но цены все–таки будете поднимать?
— Мы об этом задумываемся. Наверное, пора уже пришла. Вопрос в том, когда это делать. Последний раз мы решили, что поднимем цены, когда до представления останется месяц. Так же как авиабилеты — более дешевые для тех, кто покупает заранее. Но курьез заключается в том, что, когда, например, до шоу Alegria в Петербурге оставался месяц, билеты почти все были раскуплены. Так что делать это в качестве образовательного шага поздно, а существенной экономической выгоды не принесет.
Какова доля других источников доходов цирка помимо продажи билетов?
— Мы занимаемся продажей сувениров, но этот сегмент дает не более 10% наших доходов. Так что мы это делаем не с коммерческой целью, а в качестве сервиса для зрителей. Как и обслуживание в VIP–зоне.
Кроме того, такой же небольшой сегмент у нас занимает деятельность отдела специальных проектов, который занимается созданием специальных мини–шоу под определенных заказчиков. В них уже участвуют не артисты одной из постоянных трупп цирка, а выбираются специально из базы данных. Подготовка обычно занимает от 3 до 9 месяцев в зависимости от сложности. Публичных таких выступлений в России было всего два: это открытие финала "Евровидения" и участие в празднике "Алые паруса" в Петербурге. Третье планируется в Казани — Cirque du Soleil будет выступать как часть культурной программы универсиады.
Но бывают и корпоративные заказчики. Например, мы участвовали в открытии бутика Baccarat компании Mercury. Был заказ от "Роснефти" по организации небольших выступлений Cirque du Soleil в тех городах, где у компании есть филиалы. Это те города (например, Нарьян–Мар), куда иначе Cirque du Soleil не приехал бы никогда.
Известно, что Cirque du Soleil привлекает партнеров и спонсоров для своих
шоу. В России они помогают с рентабельностью проектов?
— Спонсорство не является для нас необходимостью. Бизнес–модель строится на том, что компания должна быть успешна и без привлечения спонсорских бюджетов. Но в то же время всегда хорошо, когда появляются компании со схожими интересами по позиционированию своих брендов.
В России у нас такие хорошие отношения сложились с компанией Master Card. У них есть своя программа, цель которой — дарить людям какие–то необычные эмоции. Они почувствовали, что Cirque du Soleil дарит те самые эмоции, и стали нас поддерживать.
Рассматривается ли возможность в ближайшие годы big top show в Москве
и Петербурге?
— В Москву шатер приедет в сентябре. Такого формата у нас не было уже 3 года. И зрители буквально требуют его, потому что шатер — это все–таки уникальная, достаточно камерная атмосфера, поскольку зал получается небольшой (2,5 тыс. мест против 4,5–5 тыс. на арена–шоу) и зритель становится соучастником представления, находясь очень близко от сцены.
Есть у нас большое желание еще раз приехать в Петербург. И мы сейчас эту возможность исследуем, но пока также не можем найти площадки.
Основатель Cirque du Soleil приезжает в Россию?
— Да, конечно. Ги Лалиберте очень любит Россию, уважает нашу культуру и цирковые традиции. В 2009 году Ги отправился именно на российском космическом корабле в космос. Кстати, он не любит, когда о нем говорят как о космическом туристе, потому что у него была социальная задача — обратить внимание на проблемы чистой питьевой воды.
Многие месяцы подготовки к полету он провел в России. Был на шоу Varekai, на премьере Corteo, Zarkana. Он не только основатель, но и творческий наставник. Ни одно шоу не проходит без его творческой жесткой экспертизы.