15:4715 мая 201315:47
280просмотров
15:4715 мая 2013
Для бизнеса, в особенности крупного, корпоративные социальные сети становятся эффективным инструментом управления персоналом. "Твиттер" и "Вконтакте" местного значения решают ряд задач: от развития коммуникации между сотрудниками до сокращения затрат времени на выполнение проектов.
Создание корпоративных соцсетей на российских предприятиях пока не стало массовым явлением. Так, по оценкам экспертов, в Петербурге лишь несколько процентов компаний имеют такие ресурсы. Однако интерес к соцсетям внутреннего пользования растет с каждым годом. Концепт сервиса простой: сеть должна быть полезна для работы и интересна для сотрудников.
Поговорить по душам
Один из главных рабочих и коммуникационных инструментов в компании "Евросеть" — внутренний ресурс "Разговор по душам", который является аналогом обычных социальных сетей: "Вконтакте", Facebook и "Одноклассники". По словам Павелса Ромашинса, директора управления развития персонала и корпоративной культуры "Евросети", "Разговор по душам" функционирует с середины 2005 года и его читают все сотрудники, работающие в компании, включая топ–менеджеров, стажеров, продавцов и офисных работников.
Социальная сеть компании
JTI
, которая называется InsideEngage, начала работать в октябре 2012 года. "Интерфейс InsideEngage предусматривает практически те же функции, что и обычные социальные сети. Пользователи могут добавлять друг друга в друзья, обмениваться сообщениями, делать записи на своей стене или на стенах коллег, делиться понравившимися статусами, создавать сообщества и участвовать в обсуждениях, а также ставить лайки", — рассказывает директор по коммуникациям JTI в России Анатолий Верещагин.
"В моей работе много преимуществ. В прошлый уик–энд мы побывали в Москве и смогли насладиться городом и тем, что он предлагает… Мы сходили в Мультимедиа арт музей, где JTI выступает генеральным партнером выставки Марка Куинна, имели честь посетить премьеру балета "Иван Грозный" в Большом", — пишет на своей страничке во внутренней социальной сети Мартин Брэддок, региональный президент JTI по странам СНГ. Эту запись смогли прочитать сотни его коллег по всему миру.
По словам Анатолия Верещагина, корпоративная социальная сеть оказалась эффективной площадкой для прямого общения между сотрудниками, которые работают в офисах JTI по всей России, между представителями офисов JTI в разных странах, а также между сотрудниками и руководством. Особенно эффективно она проявила себя в условиях, когда правила игры на табачном рынке изменились. Многих сотрудников волнует, что изменится в их работе. В результате сообщество, в котором обсуждается этот вопрос, стало самым массовым во всей сети InsideEngage — в нем состоит более 400 сотрудников JTI, с каждым днем количество присоединившихся растет.
В розничном подразделении
МТС (ЗАО "Русская телефонная компания") внутренняя корпоративная сеть была создана для того, чтобы стимулировать культуру лидерства среди продавцов–консультантов. На практике это означает, что каждый работник может рассказать другим о своих достижениях. К оценке чужих успехов допускается определенный круг сотрудников. Сеть "МТС Лайф" появилась в конце 2011 года, и сегодня ею пользуются более 10 тыс. сотрудников в 2,6 тыс. салонах МТС — более 75% работников. В компании считают это очень высоким показателем. Сеть доступна через веб–браузер с компьютера, планшета или смартфона.
"В "МТС Лайф" есть модераторы, есть так называемые люди–драйверы, которые придумывают конкурсы, акции, вводят новые элементы игры: рейтинги пользователей, значки благодарности, — говорят в МТС. — Поэтому внутренняя соцсеть выступает и как место для интернет–общения сотрудников, и как площадка для решения рабочих вопросов. Например, в соцсети идет диалог с руководством, решения менеджмента оперативно получают комментарии и оценки практиков, рождаются полезные идеи, регулируются конфликтные ситуации, решаются рабочие вопросы"
В ближайших планах по развитию "МТС Лайф" — запуск приложения по управлению идеями и проектами и по обучению персонала через игровой модуль, а также внедрение сервиса "wiki–документы" (тексты, которые может дополнить любой автор).
Нечего на зеркало пенять
По сути, корпоративную соцсеть можно назвать зеркалом компании, в котором отражается и структура компании с ее особенностями, и люди, работающие в ней, и их отношения. Видя то, что отражается в зеркале, гораздо легче не только сделать выводы, но и провести корректировки. С другой стороны, это некая база знаний, помогающая в работе над проектами, налаживании контактов и адаптации новичков.
По словам Сергея Рыжикова, генерального директора компании "1С–Битрикс", вопрос об эффективности всегда возникает до запуска корпоративной соцсети внутри компании, но у тех, кто ее уже запустил, он вызывает улыбку: они уже не представляют, как можно было жить до.
"Одним из важнейших критериев эффективности, на который стоит обратить внимание, является то, что скорость обсуждения вопросов и принятия решений по ним сокращается до 1–2 часов. Это касается даже тех вопросов, на которые раньше уходили месяцы. Среди других преимуществ — прозрачность компании, понимание того, кто, как и над чем работает. И высокая координация сотрудников, накопление знаний на портале, положительная обратная связь между людьми, способ проявить себя и целый ряд других возможностей", — перечисляет Сергей Рыжиков.
Масштабное дело
Внедрение соцпроекта для компаний — это, как правило, серьезный и взвешенный шаг. С одной стороны, руководство должно понимать цели проекта, с другой — быть готовым к более открытому, прозрачному стилю работы в этой среде взаимодействия внутри компании.
"В компании, где управление более бюрократизировано, данные внутрикорпоративные инструменты не сработают. Люди не будут выражать свою точку зрения и стараться сделать компанию лучше", — комментирует Павелс Ромашинс.
Затраты на создание и внедрение проекта зависят от масштабов компании и функционала, заложенного в ТЗ на разработку такой сети. "Под корпоративной социальной сетью порой подразумевается не только сайт, но и создание корпоративной интранет–сети, в рамках которой будет работать сайт соцсети. В итоге цена может колебаться от нескольких сотен тысяч рублей — при самых простых разработках, например создании внутреннего блога компании, до бесконечных миллионов", — говорит Сергей Парфенов, руководитель веб–студии "Пароход".
По словам Анатолия Верещагина, инвестиции во внедрение InsideEngage измеряются десятками тысяч долларов, а разработка российской версии сети заняла около 10 месяцев.
В "1С–Битрикс" разрабатывают два варианта корпоративного портала: классическую "коробку", которая устанавливается на сервер компании или на хостинг, и облачный сервис. "Самый быстрый старт возможен при использовании облачных сервисов. В компании из 200 человек это занимает от 1 до 3 недель. Коробочное решение внедряется несколько дольше", — комментируют в компании.
По прогнозам экспертов, роль корпоративных социальных сетей во внутренней коммуникации крупных корпораций будет расти. "Это единственный и весьма эффективный инструмент, который позволяет обмениваться опытом людям, работающим в разных точках земного шара. В конечном счете это сильно увеличивает уровень вовлеченности сотрудников", — говорит Анатолий Верещагин.