Застройщики устремились за КАД, где массово возводят малокомфортное, но дешевое жилье.
На петербургском рынке жилья угрожающие масштабы приобретает проблема качества жизни в спальных районах.
В условиях стабильного спроса на квартиры экономкласса их основным конкурентным преимуществом остается цена, а комфортность окружающей среды подчас игнорируется.
Аналитики опасаются за комфорт жизни в будущих районах. По данным АН "Бекар", до 2018 года за КАД планируется ввести более 18 млн м2 жилья, тогда как всего в Петербурге, по оценкам АРИН, за это время будет построено 12–13 млн м2. "Новые жилые кварталы паразитируют на существующих транспортной, социальной и инженерной инфраструктуре, при этом тиражируются старые градостроительные решения", — говорит Олег Паченков, директор Центра прикладных исследований Европейского университета в Петербурге.
Заняться проблемой качества новостроек пообещал новый глава КГА Олег Рыбин. По его словам, сегодня требования к комфорту новых проектов диктует рынок, а не Минрегионразвития или региональная власть: "Строители строят то, что продается, а продаются квартиры–студии по 17 м2 в 25–этажных домах. Они расходятся как горячие пирожки, потому что у населения только на это и есть деньги". По его мнению, городская власть должна сформировать региональную программу по строительству доступного комфортного жилья
Читайте также:
Жителей Петербурга поселят на окраинах
Что считать комфортным жильем — тема споров петербургских архитекторов и проектировщиков.
По мнению
Владимира Григорьева
, руководителя мастерской ООО "Григорьев и партнеры", комфортное жилье не ограничивается площадью или видом из окна. Валерий Нефедов, профессор кафедры градостроительства СПбГАСУ, выделяет следующие критерии комфортного жилья: транспортная доступность, экологичность, эффективная социальная инфраструктура, а также использование инновационных технологий. Все эти черты присущи жилой застройке соседней Финляндии, однако воплощаемы и на родине, считает архитектор. "Создание комфортной жилой среды не удесятеряет цены, стоит 3–3,5 тыс. евро за 1 м2, но это не продается за год, в Финляндии есть длиннейшая ипотека. Механизмы другие, но экономика такая же, рыночная, цивилизационная", — резюмирует он.
Европейский опыт не так просто перенести на российскую почву, считает Антон Финогенов, генеральный директор ООО "ИТП "Урбаника": "Кредит на строительном рынке в России выдается под 15–25% для инвестпроектов, которые должны иметь 2–4 года окупаемости. Кроме того, европейские строительные материалы в 2–3 раза дороже, чем в Европе". По его мнению, пока в Петербурге не существует политики развития комфортной среды. Именно на усилия властей уповают участники строительного рынка. "Основной интерес города в улучшении комфортности в спальных районах в том, чтобы приезжали крупные налогоплательщики, — считает Евгений Богданов, генеральный директор проектного бюро RUMPU. — Что мы можем сделать? Пока же вся наша урбанистика движется за политикой".
В ситуации, когда спрос превышает предложение, только город может решать, как развиваться Петербургу, считает Надежда Калашникова, директор по развитию ООО "Л1 Строительная компания № 1". "Обвинять коммерческую структуру в том, что она стремиться к получению прибыли, абсурдно, — говорит она. —Задача власти — делать так, чтобы нам было выгодно построить комфортную жилую среду".