Первую в России высокоскоростную железную дорогу построят между Москвой и Казанью. Цена проекта – триллион рублей. Появление новой трассы пойдет на пользу экономике, вопрос только в том, стоит ли это таких средств. Эксперты считают, что да.
Первая в России высокоскоростная железнодорожная магистраль (с другими рельсами и другими скоростями) будет построена между Москвой и Казанью. Такое решение было принято по итогам совещания с участием президента Путина. Другим приоритетным направлением станет трасса из столицы в любимый город президента (Москва – Адлер).
Ранее предполагалось, что первая высокоскоростная трасса пройдет по маршруту Москва – Петербург. В РЖД написали проект на 1 трлн рублей и провели предварительные изыскания на 1 млрд рублей. Однако проект отложили: при наличии "Сапсанов" строить еще одну трассу сочли неэффективным.
Трасса Москва – Казань пройдет через Владимир, Нижний Новгород и Чебоксары. Впоследствии ее продлят до Екатеринбурга. Предполагается, что дорогу построят к чемпионату мира по футбола 2018 года, впрочем, министр транспорта Максим Соколов не стал этого прямо обещать.
О бюджете проекта рассказал глава РЖД Владимир Якунин: цена вопроса – 928 млрд рублей. Километр магистрали, таким образом, обойдется в 1,15 млрд рублей, метр – в 1,15 млн рублей. Часть средств (около 30%) планируется привлечь от частных инвесторов. Пример Олимпиады, впрочем, показывает, что обычно в России этого не получается, и все строят за счет бюджета.
Чтобы все-таки привлечь частные компании к проекту, Владимир Якунин предлагает предоставить им налоговые льготы – в частности, по налогу на имущество, по налогу на прибыль организаций (в части государственных средств), по НДС (в отношении услуг аренды и использования инфраструктуры магистрали).
На фото: Сапсан приезжает с разбитыми окнами.
Предполагается, что путь в Казань будет занимать не 11 часов, как это происходит сейчас, а три с половиной. Между Москвой и Казанью – 800 километров, то есть речь идет о средней скорости немногим более 200 км в час – чуть быстрее, чем ездят "Сапсаны" между Москвой и Петербургом, и существенно медленнее, чем движутся высокоскоростные поезда в Западной Европе или Юго-Восточной Азии.
Владимир
Путин в ходе совещания подчеркнул, что цена билетов должна быть доступной "для большинства граждан". Представители РЖД пообещали, что цены на билеты будут начинаться от 800 рублей, а максимальная цена составит 8000 рублей. Километр пути, таким образом, обойдется пассажиру в 1-10 рублей.
Наблюдатели, впрочем, относятся к обещаниям о билетах по 800 рублей скептически. Между Петербургом и Москвой расстояние больше, поезда в Казань будут ходить еще "продвинутее" "Сапсанов", а между тем скоростной путь из первой столицы во вторую обойдется не менее чем в 2500 рублей, и непонятно, почему путь из первой столицы в третью должен быть втрое дешевле.
Даже сейчас за 800 рублей можно купить только билет в сидячий вагон пассажирского поезда (не путать с сидячими местами a la "Сапсан"), который идет от Казани до Москвы 12 часов и приходит в шесть утра. Купейные билеты в пассажирских поездах стоят 1800-2400 рублей. Билет на самолет (цена на скоростной поезд обычно совпадает с ценой перелета) обойдется в самом экономичном случае в 3100 рублей.
Владимир
Якунин
, впрочем, пояснил, откуда возьмется цена в 800 рублей. Для сохранения тарифов на низком уровне на первом этапе эксплуатации магистрали РЖД попросит от государства 315 млрд рублей (в дополнение к 928 млрд рублей на само строительство).
Руководить проектом, как ожидается, будет первый вице-президент РЖД Александр Мишарин. Ранее он работал в министерстве путей сообщения, Минтрансе и был губернатором Свердловской области. Политические оппоненты Мишарина, в частности, депутат екатеринбургской городской думы Леонид Волков, напоминают о коррупционных скандалах с его участием (Мишарина обвиняли в покровительстве компаниям, в руководство которых входили его друзья и родственники), хотя и не удивляются этому назначению.
"Чиновника увольняют после череды коррупционных скандалов, непомерных даже по нынешним временам, год он болтается как безработный в проруби, потом ему находят теплое место и доверяют освоить триллион рублей. Половину состояния Билла Гейтса. Почти 10% годового бюджета России", — отмечает Волков.
"Удобный объект для сравнения — высокоскоростная железная дорога Пекин – Шанхай, — продолжает депутат. — Бюджет на ее строительство тоже составляет 33 млрд долларов. И время в пути — 3 часа 58 минут. Вот только протяженность ВСМ Пекин-Шанхай — 1318 километров (против 803 км от Москвы до Казани). Это гораздо более сложный инженерный объект. Средняя скорость движения поездов — в полтора раза больше. Дорогу Пекин – Шанхай построили за 2 года — дорогу из Москвы до Казани планируют построить за 5 лет. Дорогу Пекин – Шанхай уже построили и эксплуатируют, а дорогу Москва – Казань только планируют. Это значит, что там 33 млрд долларов – это окончательная цена, а у нас – начальная. А что происходит со сметами в России на этапе строительства – мы все прекрасно знаем".
Оппоненты возражают: сравнивать российские сметы с китайскими все же не вполне корректно, хотя бы потому, что расходы на работников в России больше, чем в Китае.
В целом появление высокоскоростной магистрали Москва-Казань, несомненно, положительно скажется на экономическом развитии страны. Кроме удобства для пассажиров, ее появление приведет к росту деловой активности. Вопрос только в том, стоит ли это триллиона.
"Россия, при ее территориальной разобщенности, очень далеко отстала в вопросах развития высокоскоростного сообщения не только от развитых стран, но и от развивающихся, — отмечает аналитик отдела исследований пассажирских перевозок Института проблем естественных монополий Лев Рузавин. — Положительные эффекты от создания ВСМ давно известны: сближение региональных центров, рост деловой активности".
Без государственного
софинансирования не обойтись, полагают в ИПЕМ: "Пассажирские перевозки по природе своей убыточны — в отличие от объемных грузов в большом количестве, которые дорого стоят и хорошо оплачиваются. Перевозчики без поддержки государства не смогут обойтись, а именно — либо без субсидирования проезда пассажиров, либо без финансирования строительства инфраструктуры".
Единственный минус проекта – высокая цена, плюсов у него намного больше, говорит аналитик ИК "Ленмонтажстрой" Дмитрий Кумановский: "В Поволжье – самые высокие в стране темпы экономического роста. Этот проект поможет такой рост поддержать. Снижение времени в пути – это снижение издержек для бизнеса. Плюс – бонусы для регионов, через которые пройдет трасса: к проекту будут привлекать и местные материалы, и местных подрядчиков".
"Государство нацелено на поиск точек, ключевых драйверов роста, которые будут разгонять экономику, — продолжает эксперт. – Этот проект – хороший выбор. Так уже было, например, в Китае: строительство высокоскоростных трасс стало драйвером роста, хотя сначала было только много расходов. Проект в среднесрочной перспективе окупится, как это происходит, скажем, с "Сапсанами"".