На первичном рынке Петербурга и пригородов растет доля квартир, которые покупают россияне из других регионов.
Данные разных застройщиков по объемам продаж жилья покупателям из других регионов в Петербурге существенно отличаются. Так, по оценке руководителя отдела маркетинга и рекламы ГК "Балтрос" Светланы Аршинниковой, за последние 5 лет доля продаж квартир иногородним клиентам в ее компании выросла в 3 раза — сейчас такие сделки составляют около 30% в структуре продаж.
Полина Макаренко, руководитель отдела продаж нового жилого района Александровский в Пушкине, говорит, что в загородном сегменте доля покупателей из регионов в среднем составляет 50% и ежегодно растет.
Наталья Луговская, вице–президент компании "Петербургская недвижимость" (входит в Setl Group), не замечает тенденций к росту этой доли.
Откуда едут
Читайте также:
"Главстрой-СПб" открывает продажи квартир в...
Охотнее всего покупают жилье в Петербурге и Ленобласти приезжие с Северо–Запада — из Мурманской и Архангельской областей. Далее по степени активности следуют ХМАО и ЯНАО и другие северные регионы.
"В основном это жители Сургута, Норильска, Новосибирска. Самое главное для них цена. Также важны близость к метро и надежность застройщика. Покупатели из других городов внимательно анализируют деятельность застройщика, реализованные проекты, смотрят на локацию объекта, поскольку очень часто решение о покупке принимают удаленно", — комментирует член совета директоров O2 Development Виктор Осокин.
Меньше интересуются петербургским жильем приезжие из Центрального округа, Поволжья, Урала и Южного федерального округа.
Жилье бизнес–класса чаще всего приобретают клиенты из "нефтяных" городов. Они готовы доплатить за удачное расположение, улучшенную инженерию, повышенный уровень безопасности.
Большинство покупателей из регионов хотят купить квартиру с отделкой: находясь в другом городе, трудно найти хорошую строительную бригаду и контролировать ход работ.
Экономкласс для регионов
В некоторых агентствах недвижимости отмечают, что число иногородних клиентов, желающих приобрести квартиру в Петербурге или ближайших пригородах, больше, чем жителей города и Ленобласти. Так, в АН "Империя+" приезжие составляют 60% покупателей первички. В основном их интересуют проекты комплексного освоения территорий и крупные жилые комплексы (ЖК) в Буграх, Никольском, Шушарах, Горелово, Всеволожске.
Наиболее ходовые квартиры — с ценой в пределах 3 млн рублей.
Причем сотрудники "Империи+" заметили, что среди их иногородней клиентуры больше представителей юга России: Воронежа, Ростова–на–Дону и других городов. Северяне чаще приобретают готовое жилье.
Объемы продаж жилья приезжим напрямую зависят от ценовой категории объектов.
Так, по словам Сергея Степанова, директора по продажам ЗАО "Строительный трест", работающего в сегментах комфорт– и бизнес–класса, у его компании доля иногородних клиентов не превышает 20–25%.
В ЖК категории эконом таких покупателей обычно существенно больше. Генеральный директор ГК "УНИСТО Петросталь" Арсений Васильев оценивает их долю в своей компании в размере 40–45%.
Чем выше активность застройщика за пределами Петербурга, тем энергичнее у него идут межрегиональные сделки.
У компании
"СТАРТ Девелопмент"
, которая не имеет широкой сети представительств в регионах, лишь 10–11% продаж приходится на внешних покупателей. А у Setl Group, работающей в Мурманске и Архангельске через филиальную сеть "Петербургской недвижимости", — около 25%.
Элита предпочитает вторичку
В элитном сегменте главные иногородние покупатели — топ–менеджеры компаний, связанных с "Газпромом" и его структурами, которые перебазируются в Петербург из Москвы. Этих клиентов чаще интересует вторичное жилье, доля московских сделок в новостройках не более 3%. Директор управления аналитического маркетинга холдинга RBI Вера Сережина говорит, что сегодня в продаже выставлено около 1 тыс. квартир классов элита и люкс — это существенно превышает спрос на такие объекты.
Эксперты
Knight Frank
отмечают, что премиальных клиентов интересует представительская недвижимость с престижными видами, выбор которой в Петербурге ограничен.
Ставка на приезжих
Многие застройщики делают ставку именно на иногородних клиентов, привлекая их специальными условиями. Например, ГК "ЦДС" в прошлом году предложила покупателям из Новосибирска четырехлетнюю рассрочку на свои объекты, а также программы, по которым часть стоимости квартиры (60 или 70%, в зависимости от программы) требуется оплатить в ходе строительства, а остальное — в течение полугода после переезда в Петербург и продажи старой квартиры в Новосибирске. Кроме того, компания договорилась с региональными банками о кредитовании таких сделок и разработала систему скидок для клиентов из других городов.
ГК "УНИСТО Петросталь" в апреле усилила региональную рекламную кампанию по продвижению загородного поселка Bagatelle в ЯНАО, ХМАО, Ненецком АО, Якутии, Тюмени, Башкортостане и Татарстане. В результате 60% звонков, поступивших в отдел продаж в апреле, были из регионов.
"Лидер Групп"
предоставляет дополнительные скидки всем иногородним и студентам дневной формы обучения.
Время покупать
Традиционно активнее всего региональные клиенты в период отпусков — с апреля по октябрь. Они стараются быстро оформить сделку, поэтому, как правило, в Петербург приезжают либо уже определившись с выбором, либо имея список из нескольких вариантов, и после просмотра останавливаются на одном из них. Так как покупателям нужно успеть оформить документы на жилье за время отпуска, такие сделки проходят быстрее, чем с местными покупателями.
"Как правило, клиенты из регионов приобретают квартиры в Приморском и Выборгском районах. Большинство из них — родители, которые покупают жилье для детей–студентов", — говорит директор департамента новостроек NAI Becar Эльдар Султанов. В таких случаях обычно приобретаются студии и однокомнатные объекты в многоквартирных высотных домах. Если же взрослые дети перевозят поближе к себе престарелых родителей, то обычно они выбирают малоэтажные дома в пригородах.