Лига боев без правил "Микс Файт М–1" в марте-апреля 2013 года подала в судебные иснстанции более 70 исков на предпринимателей, незаконно использующих ее товарные знаки. С каждого нарушителя компания требует взыскать по 30-40 тыс. рублей.
Принадлежащая
Вадиму Финкельштейну
и Сергею Матвиенко лига боев без правил "Микс Файт М–1" начала судебную борьбу с продавцами одежды и аксессуаров с изображением ее товарных знаков. В арбитражные суды различных регионов (Нижегородской, Владимирской, Ивановской, Самарской, Рязанской, Пензенской областей, Мордовии, Татарстана, Москвы и Петербурга) в марте–апреле 2013 года поступили в общей сложности более 70 исков от петербургской общественной организации "Лига Микс Файт чемпионаты по боям без правил М–1" к индивидуальным предпринимателям. Лига требует взыскать с них компенсации в размере 30 – 40 тыс. рублей за незаконное использование товарного знака.
Лига "M–1" — основанная в Петербурге в 1997 году организация по проведению турниров по боям без правил (Mixed Martial Arts, MMA). Она имеет офисы в России, Голландии, США, Корее, Японии, Украине. Основателем и президентом "M–1" является Вадим Финкельштейн, его партнером и вице–президентом — Сергей Матвиенко.
Масштаб ущерба
Лига развивает собственную торговую сеть "MMA Империя" по продаже брендовой одежды и спортивного инвентаря для боев без правил марки Mix Fight M–1 Global. Сеть уже имеет 40 представительств в Москве и регионах. По оценке Вадима Финкельштейна, в обход этой сети реализуется до 80% товара — как правило, контрафактного. "Это не просто отследить, но масштабы контрафактной продукции очень быстро растут. Сейчас мы активно боремся с недобросовестными продавцами. Нам искренне жаль, что, покупая контрафактную продукцию, поклонники смешанных единоборств разочаровываются в качестве купленной одежды".
Дело за детективом
По данным материалов арбитражных дел, нанятые лигой частные детективы с начала 2013 года проводят в магазинах и павильонах индивидуальных предпринимателей по всей стране контрольные закупки контрафактных брюк, маек, кепок и сумок с изображением товарного знака Mix Fight M–1, после чего подают в местный арбитражный суд иск с требованием компенсации.
"Мы приступили к работе в начале декабря, — рассказывает Екатерина Львова, директор юридической компании "Викторов и партнеры", представляющей интересы лиги. — Люди из "М–1" пришли к нам и посетовали на большое количество контрафакта, которым завален рынок одежды". По ее словам, после полугода работы помимо тех 70 дел, которые уже дошли до суда, в работе у детективов находится еще около 400 материалов. "А впереди еще непаханое поле", — говорит она. Помимо торговцев, детективы компании занимаются несколькими производителями контрафактной одежды, базирующимися в Турции, Азербайджане, Китае и России. "Когда мы доберемся до них, мы, конечно, не ограничимся компенсацией, а будем взыскивать и ущерб", — предупреждает Екатерина Львова.
Судебные смешарики
Первопроходцами практики массового взыскания компенсаций с торговцев стала компания Smeshariki Gmbh, владеющая брендом "Смешарики" и интеллектуальными правами на одноименный мультсериал. Эта фирма, зарегистрированная в Мюнхене, провела уже более 1,6 тыс. судебных процессов против торговцев и производителей контрафактной продукции (игрушек, одежды и аксессуаров) в российских арбитражах с требованиями от 20 тыс. до 180 тыс. рублей и большинство из них выиграла либо завершила дело мировым соглашением. Таким образом, суды с нарушителями авторских прав стали неплохим источником доходов: за 3 года они принесли фирме десятки миллионов рублей.
В компании Smeshariki Gmbh отказались комментировать свою судебную практику. "Смешарики" — это, пожалуй, исключение из правил, — комментирует эксперт в области интеллектуальных прав, партнер юридической фирмы "Городисский и партнеры" Виктор Станковский. — Однако тот факт, что схема судебной защиты правообладателей в России постепенно отрабатывается, налицо. Нам еще, конечно, далеко до США, где просудиться по такому поводу — дело 15 минут. Но прогресс очевиден".
Впрочем, отмечает эксперт, у правообладателей и нет иного пути, кроме как судиться с нарушителями своих прав в арбитраже, взыскивая компенсации: все попытки преследовать производителей и распространителей контрафакта административным путем рассыпались в 2002 – 2010 годах: "Было ясно указано, что права свои следует защищать в гражданско–правовом поле".