Съезд ОНФ, немедленно переименованного в "Народный фронт — За Россию", подтвердил прискорбную истину: мы разучились делать не только самолеты и ракеты, но и политическую пропаганду.
Мысль эта закрадывалась еще во время предвыборной кампании 2011 – 2012 годов, особенно при виде выловленной со дна амфоры или братского катания на комбайне по кукурузному полю. Да и раньше, в 2007 – 2008 годах, когда перед выборами продвигались туманные концепты "Путин — национальный лидер" и "план Путина", было подозрение, что что–то тут не то.
Теперь очевидно, что модель стабильно воспроизводится. Последние несколько лет обществу в качестве политического сообщения предъявляется не идеология или программа, а личность политика как таковая. Причем это не значит, что мы наконец забыли советское коллективистское прошлое и стали ценить индивидуальность. Это значит, что личные представления о правильном мироустройстве подменяют собой более абстрактную и обобщенную систему ценностей. Мерилом соответствия своих решений и поступков своей же собственной системе ценностей может быть только один человек. И мы его знаем.
Путин создал для себя "Единую Россию", активно ее раскручивал, некоторое время использовал, потом подарил Медведеву. Путин создал для себя ОНФ, некоторое время не использовал, сейчас решил извлечь из закромов и раскрутить, для начала переименовав. Чем "Народный фронт — За Россию" отличается от "Единой России"? Да, в сущности, ничем. Еще один авторский проект, изготовленный по узнаваемому за версту шаблону, как коттеджи с башенками под Сестрорецком.
Попытки Путина обратиться к рациональному началу в предвыборных статьях остались исключением из его обычных воздействующих практик. Все дальнейшие мероприятия во внутренней политике подтверждают: их адресатом по–прежнему остается обыденное сознание.
Читайте также:
Авторская колонка
Моллюски и технический прогресс
Предвыборный съезд "Единой России" 2011 года, напоминающий отчасти массовые американские политические шоу, отчасти комсомольские слеты, отчасти съезды КПСС. Митинг на Манежной 2008 года, на котором Путин и Медведев явились народу в черных кожаных курточках в свете прожекторов под восторженные крики поклонников и песню группы "Любэ". Скандирование "Ленин — партия — комсомол" (то есть "Россия — Путин — вместе победим" или просто "Путин! Путин!") и бурные продолжительные аплодисменты. Трогательные в своей искренности выступления доярок, ткачих, спортсменов и разных народных любимцев, которых в некотором логическом пределе можно наблюдать на любом партийном мероприятии, в том числе и на оппозиционном митинге. Политическое массовое шоу — стандартный жанр.
Несвежая шутка о том, что в России из всего всегда получается автомат Калашникова и КПСС, к "Народному фронту — За Россию" не очень–то применима. КПСС была успешным идеологическим проектом, не имевшим конкурентов. "Народный фронт" отрицает идеологию, как будто это что–то плохое, и настаивает на том, что есть некие высшие ценности, объединяющие всех людей. Лукавство только в том, что из манифеста "Народного фронта" очевидно, что идеология в нем есть. Это, если вкратце, патриотизм и национализм. Которые предлагается воспринимать как нечто естественное, подобно вдыхаемому воздуху. Самоочевидность евразийской миссии России еще более сомнительна, однако и она засунута все в тот же якобы лишенный признаков идеологии манифест.
В своем выступлении Путин для вида назвал какие–то ценности, похоже первыми пришедшие в голову — демократию, свободу слова, права человека. На этом абстракции закончились: оказалось, что мы хотим новые хорошие школы, возможность для граждан выступать с законодательными инициативами и быть услышанными, прочие милые глупости, чередующиеся с напоминаниями о том, чего нам не хватает.
Весь этот текст уже неоднократно звучал перед разными выборами, во множестве комбинаций и вариантов. Такое чувство, что голодного человека на все лады убеждают в том, что нужно есть. Ты хочешь есть, ты должен иметь возможность подойти к холодильнику и достать оттуда еду, тебе нужны хорошие магазины, где продается много еды… Но самой еды так и не дают. Еда между тем не является самостоятельной идеологической ценностью, как и услуги ЖКХ, как и школьное образование. Светлое будущее, конечно, включает в себя решенный квартирный вопрос, бесплатный бензин и медицинское обслуживание, но этим отнюдь не исчерпывается. Бесплатный бензин раздают на какой–то теоретической основе, и классики марксизма–ленинизма не зря писали свои многостраничные труды.
"Народный фронт — За Россию" — очередной план Путина, концептуальная и содержательная загадка, война против всего плохого за все хорошее. Риторические перескоки от обобщенных ценностных ориентиров к бытовым потребностям населения, минуя важнейшую связку с описанием механизмов того, как, собственно, именно эти ценности позволят добиться именно этих результатов, продолжают эксплуатировать недостаток логической культуры у населения.
Понятно, что Путин — сам по себе идеологема, и этого достаточно, чтобы мобилизовать население, вооружась военизированными смыслами. Но в целом очередной путинский проект превращается в очередное заседание путинского фан–клуба. Встреча поклонников со звездой, раздача автографов. Дальше поклонники живут своей жизнью, звезда — своей.