11:0030 июня 201311:00
122просмотров
11:0030 июня 2013
Цифры — вещь удивительная. Начнешь считать, и бывает не остановиться. Особенно это интересно делать, когда из телевизора солнечной птицей вылетает фантастически прекрасная цифра и взлетает, взмахивая белоснежными крыльями. А когда цифра сложит крылья, то рядом обязательно обнаружится другая, похожая не на белую лебедь, а на черного беркута.
Минувшая неделя дала много возможностей для тренировки навыков устного счета и изучения арифметики. Например, по итогам Петербургского форума была озвучена грандиозная сумма заключенных на нем контрактов — 9,6 трлн рублей. А потом те, кто привык читать мелкий шрифт, могли узнать, что из этой суммы более 8,2 трлн приходится на соглашение "Роснефти" о поставке 365 млн т нефти в течение 25 лет (14,6 млн т ежегодно) в Китай, да и остальные заметные контракты также касаются энергетики.
Смотришь на эти цифры и сразу можешь рассчитать цену заявлений об уходе от сырьевой зависимости. А заодно посчитать курс рубля, который дисциплинированно снизился сразу после слов министра финансов о возможной девальвации. Потом целую неделю банкиры и министры уверяли, что девальвации не будет, но валютный рынок, видимо, имел по этому поводу какие–то свои расчеты и к заявлениям этим отнесся равнодушно.
Арифметика, когда берешься проверять ею гармонию высоких слов, приносит порою чудесные плоды. Например, на ПЭФ прозвучала фраза о том, что прямой железнодорожный путь через Евразию станет ключевой артерией между Европой и Азиатско–Тихоокеанским регионом. Можно вспомнить, что объем только контейнерных морских перевозок (не считая других грузов) между Азией и Европой составляет примерно 900 млн брутто–тонн, а пропускная способность Транссиба в 2012 году составила 120 млн т и БАМа — 16 млн т. Для того чтобы поезда (теоретически) составили конкуренцию сухогрузам, грузооборот по этим магистралям необходимо увеличить минимум вдвое, что представляется не слишком вероятным.
Зато новые возможности для расчетов счастливого будущего подарил нам Пенсионный фонд России. Не пожалейте времени, зайдите на сайт ПФР и рассчитайте свою будущую пенсию. И сотрудников заставьте, это поможет вам в их мотивации. Я, например, прикинул свою пенсию, сопоставил ее с прогнозом по ценам (учитывая официальную инфляцию) и общим состоянием экономики (если ничего революционного не произойдет) и решил, что работать я буду всю жизнь, рассчитывая лишь на собственные силы. Хорошо, что работа интересная.
Но главными расчетами сейчас занято правительство. Министрам есть что считать, бюджетная комиссия рассмотрела проект бюджета на 2014 – 2016 годы, и выяснилось, что денег сильно не хватает — из–за пересмотренного Минэкономразвития прогноза всех ключевых показателей доходы будут меньше, чем ожидалось всего полгода назад, — на 1 трлн 600 млрд рублей (для ориентира: 1 трлн рублей — примерно столько просит "Автодор" на все российские дороги). Многие с этими расчетами не согласны, и вице–премьер Шувалов обещал пересчитать все еще раз, но из уст главы правительства уже прозвучали слова об "оптимизации расходов". К слову, последний раз дефицитный бюджет верстался еще в 1999 году (дефицит составил 2,54% ВВП), когда цены на нефть были в несколько раз ниже.
Со счетом в этом сезоне вообще все как–то неудачно. Не успела Россия начать медленный подъем в рейтинге Doing Business, как комиссия WorldBank выступила с заявлением, что рейтинг дает не такую уж объективную картину делового климата. Он хорошо показывает уровень бюрократических барьеров в некоторых областях, но при плохом предпринимательском и инвестиционном климате устранение этих барьеров вовсе не обязательно приведет к росту деловой активности.
Об этом говорили на состоявшейся во время экономического форума встрече членов ЛТПП с председателем комитета ГД РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорем Руденским. Более реальный индикатор качества предпринимательского климата — количество рабочих мест в малом и среднем бизнесе и его вклад в ВВП. В Европе и США этот вклад не менее 50%, а в России он не составляет и 20%.
Кстати,
Минэкономразвития
произвело еще один подсчет. Даже если бы свершилось чудо и были реализованы все начатые реформы, то Россия поднялась бы в рейтинге Doing Business только на 44–е место.
Делайте выводы.